Пассажирские перевозки в Железногорске перманентно вызывают огромное количество негативных отзывов жителей. Причем после смены директора МП «ПАТП» в 2013 году ситуация не только не улучшилась, а наоборот - стала еще напряженнее. Достаточно вспомнить эпопею с междугородними рейсами, когда люди по 3-4 часа не могли уехать в Красноярск и обратно. В настоящий момент на муниципального перевозчика люди особо не жалуются, но только лишь потому, что трафик летом всегда снижается. Будем ждать осеннего обострения?
В феврале текущего года Алексей Сергейкин, заместитель главы ЗАТО по вопросам ЖКХ, обсуждал городские проблемы с Алексеем Кулешом, вице-спикером Заксобрания края. И происходил этот разговор во время поездки на одном из городских автобусов. Экономика ПАТП как раз и стала первым пунктом беседы. По словам Сергейкина, главная проблема состоит в том, что муниципалитету приходится постоянно субсидировать муниципального перевозчика. То есть предприятие планово-убыточно. Но ничего удивительного в этом нет. Однажды экс-начальник КБУ Алексей Васин в приватной беседе объяснил, что любое МП обязательно будет убыточным. По единственной причине - если предприятие станет рентабельным, то не получит от муниципалитета никаких субсидий.
Депутат горсовета Семен Ташев считает, что основной провал ПАТП идет по междугородним перевозкам.
- Частника, работавшего в Железногорске, выдавили, а взамен ничего не предложили, - констатирует Ташев. - И самое главное - руководство ПАТП совершенно ничего не собирается предпринимать для изменения ситуации. Директор предприятия Сергей Плотников много раз заявлял, что невыгодно гонять в Красноярск полупустые автобусы. Но зачем пускать на линию транспорт большой вместимости? Почему бы не взять в лизинг небольшие автобусы и на них перевозить пассажиров от «Балтийского» до ж/д? Однако в ответ на мой депутатский запрос Плотников сообщил, что предприятие сможет выйти на безубыточность, только повысив тарифы и сократив рейсы. Плотников считает, что нужно вообще отказаться от участия в конкурсных процедурах по окончании существующих контрактов, и предлагает передать здание автостанции с баланса МП «ПАТП» в муниципальную казну. Получается, что предприятие само отказывается от прибыли, которую дают междугородние перевозки, всегда и везде считающиеся планово-прибыльными? - недоумевает Ташев. - Плотников также указал, что основной причиной убытков предприятия является несоответствие общего объема перевозок по муниципальным контрактам плате по муниципальному контракту (4537 тыс.км реальных перевозок против 3870 тыс.км, утвержденных краевым правительством в 2019 году). Это действительно серьезная проблема. Но она решаема. Однако со стороны руководства ПАТП пока нет никаких действий, в том числе ни одного обращения к депутатскому корпусу. Напрашивается вывод: всех все устраивает.
Впрочем, попытки поправить положение были, напоминает общественник Александр Пестов. Речь идет о новой маршрутной сети ЗАТО, которую вводили с 1 января 2019 года. Новые маршруты после длительного анализа пассажиропотоков разработал «Стройинвестпроект», выигравший аукцион, объявленный администрацией Железногорска. Но новая схема движения сразу вызвала бурное негодование у жителей - ведь они жаловались на периодичность движения, а не на действовавшую ранее транспортную схему. Причем люди томились на остановках в основном в межпиковый период. Разумнее было соблюдать четкий график в это время, а не тратить впустую муниципальные деньги.
- Если говорить только о внутренних перевозках, обязательно всплывает многолетняя тема кадрового голода в ПАТП, а также провальные методы решения этой проблемы, - продолжает Пестов. - Достаточно вспомнить про программу обучения водителей за счет предприятия. Муниципальный перевозчик не только платил за учебу, но и предоставлял нуждающимся жилье. В результате, получив категорию Д, люди на ПАТП не трудоустраивались, а уезжали из города, например, работать водителями автобусов в Красноярске - там больше платят.
К слову, о зарплатах. Средний заработок по предприятию - 28712,4 рубля. При этом за последний год доход рабочих вырос на 2,8%, а административно-управленческого персонала - на 10,6%. Неудивительно, что водителей и сегодня недокомплект. Постоянно не хватает и кондукторов. К тому же среди этой категории работников всегда большая текучка кадров. В 2019 году, например, принято 45 человек, а уволилось 56.
- На мой взгляд, нужно обратиться к опыту других городов, где пассажиры оплачивают проезд транспортными картами при помощи специальных аппаратов, установленных в салонах автобусов, - считает Ташев.
Можно было бы еще долго перечислять вопросы, возникающие к руководству ПАТП: здесь и непомерные расходы на ГСМ, и моющие средства, и задолженность перед ресурсниками, и прочее.
Судя по анализу финансовой деятельности предприятия, проведенному экономистами городской администрации, чистый убыток ПАТП в 2019 году составил 11,5 млн рублей. Но не так уж все плохо. Оборотные активы выросли (на 4,1%), а убытки, по сравнению с 2018 годом, снизились (на 18,31%). «У предприятия есть возможность сохранить свою платежеспособность на нормативном уровне, что говорит об очень высоком уровне активов предприятия, которые можно использовать для расчетов по всем обязательствам», сказано в документе. А еще, оказывается, у ПАТП высокая финансовая устойчивость, и банкротство ему в настоящее время не грозит. Вместе с тем оборотные средства, имеющиеся на предприятии, не вкладываются в его развитие.
Депутат Семен Ташев обратился к главе ЗАТО Железногорск Игорю Куксину с предложением создать рабочую группу по проверке деятельности ПАТП.
***
Как стало известно «ГиГ», на днях Сергей Плотников попросил администрацию ЗАТО выступить поручителем в получении банковского кредита на 60 млн рублей. Для каких целей предназначены эти средства, пока не понятно. К слову, срочный контракт у Плотникова истекает в ноябре текущего года.
Ирина СИМОНОВА