Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

История одного пандуса

22 августа 2020 / Есть тема / 0
Восемь лет назад журналисты и горожане впервые услышали историю о том, как мама ребенка-инвалида пытается достучаться до всевозможных структур, чтобы на входе в ее подъезд появился пандус. Восемь долгих лет Наталья Гусева добивалась, как ей казалось, элементарного - организации доступной среды в отдельно взятой многоэтажке. Сменилось три мэра, два состава железногорского парламента, несколько директоров управляющих организаций, и вдруг - свершилось.
 
Невозможное возможно
 
В семье Гусевых 17 лет назад родился сын Глеб. Диагноз ДЦП был ударом и казался приговором. Мальчик навсегда прикован к инвалидной коляске. У него задержка психомоторного и интеллектуального развития. Физически он соответствует параметрам своего возраста, то есть растет он, как все дети. Но ходить Глеб не будет. Это, конечно, беда родителей, но любят Глеба в семье безгранично. В дом на Ленинградском, 12 Гусевы переехали в 2007 году. Радость от новенькой квартиры в то время перекрывала тот факт, что в современном доме не было удобного пандуса для подъема инвалидной коляски, только рельсы. Тогда ребенку было три года, поэтому на крутое крыльцо родители особого внимания не обращали: вынести мальчика на руках, прихватив коляску, не составляло особого труда. Проблема возникла, когда сын подрос. Инвалидная коляска, которую получила семья по линии социальной защиты, вместе с мальчиком сейчас весят почти 60 килограммов. Закатывать ее наверх по рельсам, которые шире колес, хрупкой женщине просто не хватало сил. Несколько раз Наталья с ребенком-инвалидом просто заваливались набок, рискуя травмироваться. Эти спуски и подъемы мама и сын преодолевали ежедневно почти 10 лет. Восемь из них Наталья Гусева пыталась добиться строительства современного пандуса.
 
- Где я только не была, что я только не узнала о том, как решаются такие вопросы в нашем городе. Куда бы я ни обращалась, к сожалению, все время натыкалась на отказ и какие-то очень рациональные объяснения исполнителей, почему нельзя сделать удобный пандус, - рассказывает Наталья. - Устав стучаться в стену, в 2018 году я записала видеообращение к Владимиру Путину и попросила его посодействовать в оборудовании крыльца нашего дома. Я дошла до президента страны, понимаете! Это был крик отчаяния, последняя надежда на помощь. В последние годы очень часто говорят о доступной среде для инвалидов, но о какой доступности может идти речь, если мы с ребенком на коляске не могли выйти из дома и вернуться обратно, потому что высокое крыльцо не было оборудовано. Только убогие, страшные, опасные рельсы.
 
Тогда, в 2018-м, ролик Натальи Владимир Путин так и не увидел. Но на него обратили внимание наши коллеги - журналисты газеты «АиФ на Енисее» и вывели проблему на региональный уровень, подключив к ее решению Краевое общество инвалидов. Снова было оживление, обсуждение… правда, также без результата. 
 
- Единственное, к чему привели мои скитания и просьбы обратить внимание на нас, - это совет подыскать другое жилье, где будет удобнее, - уже с улыбкой вспоминает Наталья. - Но все это опыт. И я очень рада, что проблема наша решилась. У нас теперь есть современный, широкий, удобный пандус, который нам бесплатно спроектировал архитектор Никита Карюк. 
 
В истории одного пандуса сработал принцип «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Основную работу по монтажу нового пандуса делал муж Натальи со своими коллегами. На все про все ушло четыре дня. В выходные к монтажу подключились соседи. Потому что каждый в этом доме знает, какой путь к своей победе прошла семья Гусевых.
 
- В доме, кроме нас, живет семья, где бабушка инвалид-колясочник. Валентине Михайловне через две недели исполнится 74 года, и ее родным много лет, как и нам, приходилось проявлять чудеса эквилибристики и демонстрировать физическую силу, чтобы вывести ее на прогулку, - рассказывает Наталья. - Мы ведь всем миром монтировали новый пандус - в выходные вышли соседи и помогали, чем могли. Просто так… Потому что все эти годы видели наши мучения.  

Недоступное доступно
 
А вот еще один пазл к проблеме формирования доступной среды в Железногорске. Это история про то, что инициатива и желание сдвинуть дело с мертвой точки творят чудеса и мотивируют ответственных чиновников. Вторую неделю город обсуждает обращение родителей детей с ОВЗ. Мама девочки, прикованной к коляске, попросила сделать безопасный спуск к озеру от площадки «Собольки» для лиц с ограниченными возможностями. И даже предложила представителям власти, принимавшим этот участок, провести реальный эксперимент: сесть в инвалидную коляску и проделать самим спуск к озеру и подъем обратно! На это письмо отреагировали, прямо скажем, быстро. Ждать запросов от журналистов не пришлось. Руководитель Управления культуры Яны Янушкевич от имени коллег извинилась за сложившуюся ситуацию и пообещала немедленно связаться с директором парка, чтобы оперативно найти решение для устранения проблемы и сделать спуск удобным и безопасным. Не прошло и недели, как на месте встретились директор парка Ирина Кислова, архитектор Никита Карюк, родители детей с ОВЗ Елена Потапенко, Наталья Шевелева, а также активист и воспитанник общественной организации «Этот мир для тебя» Георгий Шенцов. Они на месте разобрали ситуацию. Это был тот самый эксперимент, про который люди с ОВЗ всегда говорят властям: а попробуйте сами! Архитектор Карюк провез на коляске Георгия и подтвердил - нелегкое это дело, недоступное.  
 
- Мы стараемся делать все хорошо, но от ошибок не застрахованы, - говорит Никита Карюк. - По проекту мы хотели сделать эту территорию своеобразным порталом, через который можно спуститься к воде тем, кому раньше было сделать это очень неудобно или даже невозможно. Мы сделали пандус, и нам он казался удобным. Казалось, что все хорошо. Но ошиблись. Есть претензия, и она обоснована. Действительно, подрядчик не доработал покрытия так, как было предусмотрено: колеса коляски в нем вязнут. Поэтому нужно внести корректировки. Подрядчик выполнит гарантийный ремонт. Более того, придется отремонтировать входы и выходы с пандуса: появилась ступенька, которая очень мешает движению. На эти работы средства найдет парк.  
 
Итак, у чиновников от культуры и градостроительства родился план - исследовать территорию парка и сделать его по-настоящему доступной средой. Чтобы план этот был реалистичным, помощи попросили у тех, кому приходится преодолевать препятствия недоступности каждый день. Родители детей с ОВЗ и взрослые люди с ограниченными возможностями будут экспертами в этом вопросе. Парк станет удобнее и доступнее. Главное - ничего не упустить… А дальше - больше. Надеемся!
 
Юлия ТРЕТЬЯКОВА 
 
[мнение]
Достучаться до небес
Ольга ЧУБЕНКО
Мама мальчика-колясочника
 
- Нет у нас доступной среды, какой хотелось бы. Многие учреждения, чтобы хоть как-то соответствовать требованиям, приобретают электроподъемники. Но пользоваться ими не умеют или не хотят. Далеко не все коляски к этим подъемникам можно поднять, ибо конструкция колясок не позволяет. К тому же зачастую аккумуляторы у подъемников не заряжены, нужно заранее созваниваться и предупреждать о визите, чтобы зарядили.
 
Или вот поставили подъемник на крыльце библиотеки им.Солнцева. Отличная идея! Но только он не работал. Сотрудники извинялись. Не знаю, может, сейчас он уже работает. Зимой его эксплуатировать нельзя, так как есть ограничения по температуре.
 
Открылась новая библиотека в «Родине», тоже заявлена «доступная среда», но на фото я не увидела там пандуса. Скорее всего, опять куплен электроподъемник, который будет просто лежать в углу и говорить: «Да, я и есть доступная среда!»
Мне нравится в этом плане «Радуга». Вот КОСС не формально подошел к созданию доступной среды. Сергей Афонин специально приглашал колясочников и нашу организацию, чтобы наши мнения выяснить, все учесть. Спасибо ему! Даже когда выяснилось, что подъемник на второй этаж не подходит для всех колясок, они специально коляску к нему дополнительно приобрели. Хороший пандус у «Золотого ключика». Спасибо огромное руководству театра оперетты, которые идут нам навстречу и выделяют двух работников сцены, чтобы коляску поднять на второй этаж.
 
В целом, конечно, в городе помнят, ну, или стараются изо всех сил помнить о том, что должна быть обеспечена доступность для маломобильных. И даже что-то делают, но как-то все для галочки. Вот в прошлом году делали ремонт улицы Советской. Меняли покрытие, ставили новые бордюрные камни, занижали на переходах. Но не везде выдержаны элементарно нормы, поэтому неудобно. 
 
Что касается кафе, ресторанов, магазинов, то тут, конечно, все совсем печально. Практически нигде нет пандусов. Хотелось бы, чтобы те собственники или арендаторы помещений, которые открывают у нас в городе новые магазины, кафе, парикмахерские, центры развития или досуга для детей и взрослых, не забывали о маломобильных. Если просто хотя бы задуматься над этой проблемой, попытаться найти варианты решения, посоветоваться с теми, кто вынужден преодолевать на четырех колесах все преграды, изучить опыт других городов, то ситуация, я думаю, начнет меняться к лучшему.
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения