Заканчивается непростой год. Он проверил на прочность многие сферы нашей жизни: кто-то держит удар, кто-то сильно трансформируется или даже мутирует, кому-то приходится приспосабливаться к новым реалиям максимально быстро. «ГиГ» начинает серию интервью об итогах уходящего года. Первым в фокусе нашего внимания будет образование. Руководитель Управления образования Игорь Скруберт рассказал о том, что было определяющим, сложным, перспективным для педагогического сообщества Железногорска.
- Игорь Владимирович, каким был 2020 год для системы образования?
- Непредсказуемым и очень напряженным выдался уходящий год для педагогического сообщества не только Железногорска, но и региона, страны и всего мира. Жить и продолжать работать в ситуации внешней угрозы и неопределенности - это серьезное испытание для системы, проверка целостности и готовности к новым форматам. Поэтому все очень сложно...
- Что выявила коронавирусная инфекция по существу?
- Вскрыта большая проблема системы образования, о которой говорили последние десятки лет: классическое школьное образование излишне консервативно. Развитие общества и технологий, современные запросы сообществ значительно опережают те образовательные технологии, которые существуют. Возникает серьезный разрыв между результатами выпускников школ и той культурой, теми правилами игры в социуме, которые определяют настоящее и будущее. И задача современной школы - подготовить выпускника к новым реалиям, к новым условиям, к быстрой адаптации к любым переменам.
Коронавирусная инфекция показала, что кроме классно-урочного образования наши школы не готовы применять на постоянной или смешанной основе другие технологии. С одной стороны, не научились - не было актуального запроса, с другой стороны - нет готовых ресурсов, чтобы эти технологии реализовывать. Но самая главная проблема - это отсутствие методик преподавания в дистанционном формате и соответствующей практики прошлых лет в школьных коллективах, в педагогическом сообществе.
- Дистанционное образование с нами надолго?
- Нам очень сложно прогнозировать эту ситуацию, поскольку мы находимся в прямой связи с эпидемиологической обстановкой в целом. Поэтому должны быть готовы к тому, что дистанционный формат обучения может быть продлен. Мы изучаем очень досконально все факторы, которые повлияют на принятие решений. И главный - это рост заболеваемости, снижение или стабилизация процесса. Все школы Железногорска обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты и дезинфекции, чтобы образовательный процесс не страдал организационно. Но, находясь в ситуации неопределенности, мы должны сделать все, чтобы этот процесс был управляемым и реализовывался с повышением качества. Я очень надеюсь, что мы вернемся к традиционной схеме обучения в самое ближайшее время - поверьте, нет ни одного педагога, который ратовал бы сегодня за дистант, все хотят и готовы работать очно. Но при этом я уверен, что дистанционные технологии - это будущее, и отказываться от них совсем современный учитель не должен и уже не может.
- Что будет после 6 декабря? Дистант, или дети все-таки выйдут учиться очно?
- Что ни вопрос, то проблема и дилемма. У меня сегодня нет единого ответа. Есть только варианты, которые мы рассматриваем. Первый - вывести учеников 9 и 11 классов. Второй - начальные классы, 5-е, 9-е и 11-е. Третий вариант - всех учащихся. Если мы выводим детей на очное обучение, то его формат тоже необходимо менять - решать вопросы о ношении масок, о передвижении в рекреациях школ и перемещении учителя и учеников во время уроков в классе. Четвертый вариант - оставить дистанционное обучение до новогодних каникул.
- А есть ли единая система и методика дистанционного образования?
- Нет. И мы над этим сейчас работаем. Существуют некие единые требования, которые прописаны в нормативной документации. Например, требования к организации урока в части продолжительности - дистанционный урок не должен превышать 30 минут. Это усредненное требование для разных категорий детей разного возраста. Все остальное - это творческий, методический подход педагога. Это очень сложный вопрос, и актуальна следующая проблема: есть видение педагога, как вести урок и доносить знания до ученика; есть представление родителей о том, как надо учить их детей; есть требования закона и учебных программ. И все это между собой не коррелирует. По инициативе нашего управления создана рабочая группа из завучей школ для обмена успешными практиками дистанционного обучения. Мы со своей стороны, как Управление образования, взяли на себя задачу договориться о прохождении учителями курсов повышения квалификации по формату дистанта, чтобы восполнить пробелы в методическом сопровождении. Сейчас всем очень тяжело. И учителям в том числе. Наша задача - помочь им в организации процесса психологическим сопровождением, организацией профессионального взаимодействия.
- Какой должна быть эта помощь?
- Нужна система рекомендаций в зависимости от предметной области. Учителя, которые уже освоили успешно практику преподавания, к примеру, математики, должны делиться с коллегами наработками или даже шаблонами. В то же время для учителей математики, физики, биологии, литературы эти шаблоны могут быть очень разными. Поэтому говорить о едином подходе здесь не приходится. То есть мы не можем сказать: «Уважаемые коллеги, 15 минут урока вы должны вещать по видеосвязи, 10 минут давать задания, 5 - проверять и так далее». Наша задача - объединить профессиональное сообщество, чтобы педагоги начали выстраивать коммуникацию между собой. Дистанционное образование вытащило на поверхность и обострило проблему отсутствия контакта внутри педагогического сообщества. Учитель находится вне коллектива, без поддержки, еще и остался один на один с компьютером. Из-за этого напряжение усиливается. Более того, преподавателя загнали в ситуацию непонимания, как выстроить учебный процесс, потому что этому его не учили, к сожалению. Все мы прекрасно понимаем, что в нынешних условиях дистант никогда не сравнится с очным образованием, с живой коммуникацией учителя и ученика. Но это не значит, что надо все бросить и перестать работать над качеством дистанционной формы обучения. Всем нам нужен результат.
- Родительское сообщество сегодня выступает против дистанта, и это очень обоснованно в отдельных историях. Звучат призывы об отказах от такой формы обучения. Есть ли реальные заявления?
- Этот вопрос в целом про отношение родителей к дистанту. Мы, конечно, знаем о том, что создаются группы в соцсетях, которые активно высказывают свою позицию. К сожалению, беда соцсетей и мессенджеров в том, что в них очень мало конструктива. Как правило, там преобладают негативные эмоции и высказывания мнений, не подтвержденных фактами и законными основаниями.
- Главный вопрос в том, законна ли такая форма обучения?
- Конечно. В 2017 году появился приказ Министерства образования, который регулирует такую форму образования. И в 2020 году в первую волну появился еще один приказ, который, ссылаясь на предыдущий документ, подтверждает возможность перевода школ на дистант. При этом школа оформляет свой приказ, и согласно ему вводится режим обучения. У нас в этой истории тоже есть вопрос: насколько законны требования родителей отменить дистант. Отвечаю - такое требование незаконно, у родителя такого права в настоящий момент нет. Но у законных представителей ребенка всегда есть право перейти на семейную форму обучения, когда родители вправе организовывать занятия с репетитором, подключать друзей и так далее. Но я хочу сказать, что говорить о массовом неприятии такого формата обу-чения сегодня не приходится. Большая часть родителей адекватно к этому относятся и все понимают.
Я хотел бы обратить внимание, что решение о переходе на дистанционное образование школы города принимают с учетом нескольких обязательных рекомендаций: Министерства образования, санитарных врачей, муниципалитета в виде решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и краевого Роспотребнадзора. Когда мнения и рекомендации всех этих структур совпадают, директору школы крайне сложно противостоять и брать на себя ответственность за здоровье детей и педагогов, отказываясь от дистанционного формата обучения. Не дай бог, вспышка заболеваемости. Когда родители активно высказываются против дистанта, я всегда задаю вопрос: что для вас важнее - восполняемые образовательные результаты или потерянное навсегда здоровье? Чем вы готовы пожертвовать в такой ситуации? Более того, под угрозу такие родители ставят не только здоровье собственного ребенка, но и других детей и взрослых. Дистанционное обучение значительно снижает риски дальнейшего распространения коронавирусной инфекции среди детей. Такая форма разобщенности эффективна - это доказано.
- Остается вопрос, чем дистанционное обучение отличается от самостоятельного, когда детям просто высылают задания и материалы для изучения и отчета? Многие родители это отмечают…
- Разница между этими понятиями есть. И не только в самой формулировке, что такое дистанционное,
а что такое самостоятельное обучение. Разница в подходах с учетом возрастных особенностей детей. Учащиеся начальной школы на очной форме обучения по нескольким причинам: они меньше и легче болеют, им сложнее включаться в работу самостоятельно, в межличностном общении они менее контактны, чем старшие школьники. Постепенно, с возрастом, необходимо приучать детей к самостоятельной работе и умению принимать решения, делать выводы.
В старшей школе дистанционное образование, конечно, приближается к самостоятельному, но в том и состоит задача учителя, чтобы, во-первых, понять, насколько освоены знания ребенком, во-вторых, вовремя подсказать и правильно направить размышления ученика, обязательно организовать дискуссию и обсуждения, чтобы ребенок понимал, что разные точки зрения существуют. Поэтому и речи нет о том, чтобы на дистанте не было сопровождения.
- Игорь Владимирович, в уходящем году о каких планах на будущее можете говорить смело как руководитель Управления образования?
- Цели и задачи грандиозные, иначе невозможно достичь отличных результатов. В первую очередь ставлю задачу решать самые насущные проблемы: закрывать дефицит кадров, повышать уровень квалификации педагогов, выстраивать профессиональное взаимодействие, которое необходимо организовывать более тесно. Ключевой задачей будет и повышение эффективности системы управления, в этом направлении мы двигаемся. Сложно, тяжело, но по-другому не может быть. Потому что это система управления людьми и работа на результат.
Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА