Директор Комбината благоустройства Николай Пасечкин ласково называет асфальтовый завод КБУ — «пепелац». В том смысле, что АБЗ вполне мог бы послужить декорацией для съемок легендарного фильма «Кин-Дза-Дза». В Железногорске этот завод появился лет сорок назад и уже тогда был, что называется, б/у. Тем не менее, «бронтозавтр» и сегодня исправно выдает очень нужную городу продукцию.
Не коптит небо
В истории завода имелся продолжительный период простоя — в 2006 году производство асфальта полностью прекратилось. Красноярские подрядчки, которые зашли на объект, не смогли выдержать конкуренцию. Оборудование законсервировали. Когда Николай Пасечкин решил реанимировать АБЗ, он до конца сам не верил в успех этой затеи. Но после капитального ремонта в 2013 году, заводик ожил. И с 2014 — го он выпускает асфальт для нужд Комбината благоустройства. Причем, в довольно больших объемах — по 2-3 тысячи тонн асфальто-бетонной смеси за лето. И, что немаловажно, этот старый завод не коптит небо. Здесь установлены новые водяные фильтры — вся копоть остается в накопителе, который чистится через 2-3 дня.
В этом году на АБЗ провели восстановительный ремонт — заменили много узлов и деталей, в том числе, двигатель, воздуховод, нагревательные элементы в битумной емкости. И уже отгружены первые тонны продукции.
— Наш асфальт применяется для ямочных ремонтов городских дорог, — рассказал Николай Пасечкин. — Производим мы асфальт и на продажу. На сегодняшний день портфель заказов сформирован уже на 1 тысячу тонн. К примеру, нашу продукцию в этом году покупают для благоустройства общественного пространства у ДК «Юность» по программе «Комфортная городская среда» и для антенного поля Центра космической связи.
За смену АБЗ способен произвести 60-70 тонн асфальта, и его мощностей вполне хватит, чтобы за несколько лет закатать все улицы города. Но работает завод исключительно «по требованию». Когда продукция не нужна, то производство останавливают. Его можно вновь запустить в течение получаса.
Тришкин кафтан
Каждую весну работники КБУ занимаются ямочным ремонтом дорог. Но после каждой зимы наши улицы выглядят как после бомбежки. Некоторые пользователи соцстей предполагают, что при латании дыр дорожного покрытия не соблюдается технология — в частности , применяют недостаточно горячий асфальт, поэтому через непродолжительное время заплатки отлетают как дешевая зубная пломба.
— Мы стараемся отгружать асфальт температурой 170-150 градусов по Цельсию, — утверждает начальник цеха КБУ Дмитрий Суворов.- На момент укладки смесь остывает до 140-130 градусов. Этого вполне достаточно для проведения работ. Но ямочный ремонт действительно не выход. В одном месте мы латаем, а рядом расползается.
Дело в том, что по муниципальному заказу Комбинат благоустройства в этом году должен провести ямочный ремонт 15 тысяч квадратных метров дорог. Много это или мало? Судите сами. Площадь дорожного полотна только одного проспекта Ленинградского вместе с перемычкой до улицы Красноярской составляет около 100 тысяч квадратных метров. А заказ у КБУ — отремонтировать в 2021 году всего-то 15 тысяч квадратов!
— Нам приходится выбирать, где закатывать ямы, — объяснил Суворов. — Где-то требуется во всю ширину дороги выпилить участок, настолько там плохое состояние дороги, но тогда другие улицы могут остаться вообще без ремонта. Чтобы полностью привести в порядок все улицы, городу необходимо вкладывать 10 лет по 300 миллионов рублей в год. И тогда не нужно будет проводить в больших объемах ежегодный ямочный ремонт. Но таких средств в городской казне нет. Молодцы, что в текущем бюджете утроили прошлогоднюю цифру на дороги — вышли на 91 миллион рублей. Это тоже успех.
Марина СИНЮТИНА