«Российская газета» недавно опубликовала статистику – оказывается, в нашей стране официальных безработных вдвое меньше, чем вакансий. Это значит, что каждый из них вполне мог бы устроиться на работу, даже дважды. В Железногорске масштаб бери выше – в 6 раз вакансии перекрывают количество тех, кто остался без работы.
Число безработных постоянно растет, и одна и основных причин – низкие зарплаты. Трудиться за копейки не хочется никому. В то же время все мечтают получать большие зарплаты, прикладывая минимум усилий. Но все-таки плата кое-где такая же скромная, как и пособие по безработице - от 850 до 4900 рублей. Может, поэтому людям легче уволиться, сидеть дома и получать те же деньги? Те же копейки, но зато не надо напрягаться.
Пособие по безработице, сообщает «Российская газета», в 2014-м останется прежним, последний раз его размер пересматривали в 2009 году. Возможно, связано такое решение с тем, что практически все, кто состоит на учете и получает деньги от государства, подрабатывают. Но неофициально. На одно пособие прожить нельзя, и это прекрасно известно не только законодателям. Уровень безработицы в стране сейчас рекордно низкий, и незачем, считают наверху, повышением пособия стимулировать все большее число людей вставать на учет ради выплат. Вон в Европе-то что получилось с их гуманным законодательством!
В связи с устойчивой тенденцией на рынке труда встает вопрос о роли центров занятости населения. Эта структура успешно функционировала долгие годы, но в совершенно иных условиях - безработных было много, а вакансий мало. Теперь же ситуация поменялась, в ЦЗН сегодня на учете стоит 300 безработных, а вакансий предлагается 1777. Местные государственные рекрутеры, говорят, начали потихоньку пересматривать традиционный функционал. Теперь акцент делается на обучение и переобучение (причем не только безработных), а также на проведение профориентационных мероприятий в школах. С последними получается крайне любопытная история.
На одном из недавних погружений эксперты-инноваторы дали ученикам задание придумать и обосновать профессию будущего. Идеи зазвучали, на первый взгляд, фантастические, но вполне вероятные в нашем инновационном пространстве: инженер по выращиванию искусственных органов, неформолог, сотрудник экологической полиции... Готовы ли Центры занятости ориентировать школьников на подобные профессии, прогнозировать спрос на них, если ученики желают быть полезными в новой реальности?
Пока с инновационными проектами работа только-только начинается, признал наш источник в ЦЗН. И рады бы предложить профессионала уникальным производствам, да особо некого. Высококлассные специалисты на учете не состоят - штучный товар, как правило, обходится без участия посредника и приглашается работодателем напрямую.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА