Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы - тьюторов. Предполагается, что тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу - преподавать предмет. Как будет выглядеть данная идея на практике и будет ли она вообще воплощена в жизнь, пока неясно. Но нужно ли изобретать велосипед? Схема, где наряду с учителями-предметниками работают освобожденные классные воспитатели, успешно действует в Железногорске уже два десятка лет - в гимназии 91. Но удачный эксперимент собираются завершать.
Слухи о том, что институт освобожденных классных воспитателей в гимназии 91 ликвидируют, возникают уже не первый раз. Можно только восхищаться менеджерским талантам ныне покойного директора 91-й Людмилы Ивановны Митюкляевой, многие годы умевшей отстаивать свое детище, доказывая в самых высоких кабинетах целесообразность его существования. В начале 90-х попытки организовать подобные эксперименты проводились во многих регионах страны, в том числе и в Красноярском крае, но все они быстро провалились.
Лишь в железногорской гимназии 91, где освобожденный классный воспитатель стал полноправным участником учебно-воспитательного процесса, эта идея прижилась. Воспитатели не только освободили учителей от рутинной работы, связанной с заполнением классных журналов, проверкой дневников, проведением родительских собраний и внеклассных мероприятий. Они работают с семьями, занимаются профориентационным и трудовым воспитанием и профилактикой правонарушений. Естественно, что все двадцать лет педагоги других школ яростно завидовали свои коллегам из 91-й. Практически для каждого учителя классное руководство - это бремя, которое он мечтает сбросить, ведь это, по сути, вторая работа, причем за копейки.
Сегодня угроза над существованием института освобожденных классных воспитателей реальнее, чем когда бы то ни было. Эту позицию озвучили на недавнем совещании директоров железногорских школ. В чем причина такой неприязни к институту освобожденных классных руководителей 91-й? Возможно все дело в том, что в современных экономических условиях, когда в среднем образовании страны намечена тенденция к унификации, подобные уникальные школы просто не предусмотрены?
Кроме того, известно, что в новом финансовом году на образование Железногорска планируется выделить меньше средств, чем раньше. Но на кошельках педагогов это обстоятельство не должно отразиться, поскольку они получают зарплату в виде краевых субвенций. Уменьшение бюджетного финансирования может сказаться на зарплате директоров и школьной администрации, а также бухгалтеров, секретарей и сторожей.
Чтобы эти категории школьных работников не пострадали, решено сократить финансирование текущих ремонтов школ на 50% (кстати, такое понятие, как текущий ремонт, давно уже не существует в других учебных заведениях края) и постараться изыскать собственные резервы. Но помогут ли железногорским школам деньги, которые освободятся, если, скажем, кафедру ОКВ в 91-й ликвидируют?
По словам директора лицея 102 Виталия Лесняка, суммы, запланированные на зарплату классных дам 91-й, существенного влияния на бюджет городского образования не оказывают. Тем не менее Лесняк считает: эксперимент в гимназии пора уже прекращать, поскольку он себя давно не оправдывает. И аргументирует превосходными результатами ЕГЭ, которые показывают его ученики, не избалованные дополнительной опекой.
- Все школы должны находиться в равных условиях, - говорит Виталий Анатольевич. - И наши учителя хотели бы заниматься только преподаванием, оставив внеклассную деятельность воспитателям, но понимают, что это нереально. То же самое касается и тьюторства - очередной мыльный пузырь. На осуществление этой идеи нет ресурсов - ни материальных, ни человеческих.
Педагогический коллектив 91-й в этих условия старается как может сохранять спокойствие и намерен отстаивать существующую схему учебно-воспитательного процесса.
- На попечительском Совете школы мы сообщили о возможных изменениях, - рассказала «ГиГ» директор гимназии Татьяна Головкина. - Актив родителей заверил, что непременно поддержит нас, если потребуется.
Для многих мам и пап учеников известие о том, что институт классных воспитателей могут упразднить, стало неприятной неожиданностью.
- Я считаю, нельзя разрушать отлаженную систему только потому, что в других школах ее нет, - заявила «ГиГ» жительница города, чьи два ребенка учатся в гимназии. - Наша семья готова доплачивать классным воспитателям, если возникнет в этом необходимость.
Возможно, на эмоциональной волне эту инициативу поддержат и другие родители, но ожидать, что весь родительский коллектив будет содержать за свой счет освобожденных воспитателей, не стоит. Для некоторых семей накладно оплачивать детям обеды, а не то что выкладывать из своего кармана деньги классной даме.
Чем закончится эта ситуация? Татьяна Головкина ответила, что пока не может дать никаких прогнозов. Нынешний учебный год кафедра освобожденных классных руководителей еще будет действовать. А что дальше?
«Город и горожане» собирается следить за дальнейшими событиями.
Марина СИНЮТИНА