Живешь тихо-мирно в маленьком и уютном Железногорске, не знаешь горя, считаешь деньки до новогодних праздников и просто радуешься жизни. Пока однажды, гуляя по улице, не встретишь странного дядю с выпученными глазами, приговаривающего с милой улыбкой: «А тебе башку проломлю». Оторопеешь сразу, страшно же. А он знай себе идет, куда шел, все с тем же мечтательным выражением лица, и сам не понял, наверное, что сказал. Как там таких называют? С приветом, в общем…
Говорят, скоро подоспеет новый закон, по которому на принудительное лечение будут отправлять всех, кто в этом нуждается. Причем, не обязательно, чтобы человек совершил серьезное преступление, достаточно, чтобы психическое расстройство было тяжелым, а самого больного признали опасным для себя и общества. Не пересчитать, сколько раз под предлогом невменяемости уходили от ответственности дебоширы и драчуны. Лечиться раньше отправляли только за серьезные преступления – убийства, например. А если никто не умер, дело на такого ненормального просто закрывали. И он продолжал наводить страх на окружающих. Но после того как закон опубликуют, всех желающих уйти от ответственности под видом дурачков ожидает лечение. И никто не станет спрашивать, согласны ли. Вылечат и все.
Идея принудительного лечения пугает многих, а особенно тех, кто насмотрелся шпионских сериалов. В таких фильмах хороших парней, причем неизменно борцов за справедливость, всегда запирают в психушке. Ну, чтобы не мешали мир разваливать. Не скажу, что такое не практиковалось и в реальности – всегда найдется средство прибрать неугодных. И если уж смотреть на вещи с такой стороны, то в качестве оружия против человека можно использовать все, даже десертные вилки. Или вот закон о принудительном лечении.
Так что лучше бы его приняли уже, хоть не так страшно станет по улицам родного города ходить. А для некоторых семей наступит облегчение: наконец-то можно будет сдать в соответствующее учреждение неадекватного родственничка, который отравлял жизнь всем вокруг и наотрез отказывался от лечения. Вообще странно в случае тяжелых психических отклонений говорить что-то о добровольности. Ведь в таком состоянии человек ничего не соображает. А если он не осознает, что происходит вокруг, то как может прийти к мысли, что надо бы пойти подлечиться? Другое дело, что люди по природе своей не идеальны. И обязательно найдется подлец, который решит сдать на лечение свою бабушку, чтобы поскорее прихватизировать ее квартиру.
Пишу все это и уже слышу будущий ропот: «Бессердечная ты, девочка, не сталкивалась с таким горем, как больной родственник». Нет, не бессердечная. Может, это звучит цинично, но почему общество обязано уживаться с психически неадекватными людьми? Из какой такой жалости или сердобольности? Мне вот не хочется каждую минуту опасаться за собственные жизнь и здоровье. Ладно, если у психически нездорового человека есть любящие родственники (никому не пожелала бы такой судьбы!), готовые присмотреть за ним и помочь. И оградить общество от любого проявления агрессии со стороны больного. А то некоторые любят еще говорить: «Он же тихий, не буйный, не надо его лечить, пусть себе бродит, где хочет». А знаете ли вы, что эти тихие - страшнее всего? Не знаешь, в какой момент могут сорваться. У буйных-то агрессия выплескивается регулярно, а тут все копится, копится, копится…
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
(ГОРОДСКАЯ ДУМА)
Родственники могут оговорить
Анастасия, ОАО «ИСС»
- Принудительное лечение психически больных граждан стоит ввести, порой они представляют реальную угрозу для окружающих. При этом стоит не особенно прислушиваться к мнению странно ведущего себя субъекта, а больше обращать внимание на показания соседей, очевидцев. Должна работать независимая комиссия специалистов, чтобы точно диагностировать расстройство психики. Родственники же могут оказаться заинтересованной стороной и оговорить с выгодой для себя.
Закон что дышло
Николай, отделочник
- Даже не знаю, не задумывался никогда об этом вопросе. В жизни как-то не встречались мне неадекватные люди – повезло, наверное. В нашем непростом государстве закон ведь куда повернул, туда и вышло. Так ведь и совершенно здорового запросто можно на весь остаток жизни в психушку упрятать, а рецидивиста-убийцу освободить (под предлогом принудительного лечения) от уголовной ответственности.
Подготовить правовую базу
Игорь, горожанин
- Каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально. Это ведь достаточно спорный вопрос – болен человек или от большого горя в состояние аффекта впал. Медицина, конечно, на месте не стоит, но вряд ли по каждому случаю будут комиссию экспертов, оценивающих состояние больного, собирать. Очень хорошо стоит прежде всего правовую базу подготовить.
А если нападет?
Людмила Николаевна, пенсионерка
- В некоторых случаях только принудительное лечение и спасет. Я вот недавно попала в ситуацию. Идет мимо с виду совершенно нормальная женщина и вдруг агрессивно так говорит: «Сейчас тебе морду набью!» Я испугалась, в сторону отшатнулась, пронесло… А потом ее же видела еще раз – обругала продавца в социальном киоске. Полиции рядом нет, а если и правда нападет?..
Буйных изолировать
Наталья Ивановна, пенсионерка
- Особое внимание стоит уделить буйным и агрессивным, они часто представляют реальную угрозу. Я раньше в другом городе работала в центре занятости, несколько человек стали угрожать сотрудникам, пытались разбить окна. Нам страшно было, коллектив ведь женский, хорошо - удалось полицию вызвать, быстро приехали и забрали. Таких точно надо от общества изолировать!
Гоняется с палкой за детьми
Анна, горожанка
- Мы вот часто на соседей жалуемся, а может, среди них тоже психически больные есть? У меня в подъезде один периодически свою же дверь вышибает. Во дворе бабушка живет – за детьми с палкой бегает, ребятня ее дразнит. И на взрослых замахивается, я видела. Еще эта бабуля со своего балкона в прохожих чем-то кидается прицельно, слава богу, пока легким мусором. Но никто до сих пор ни полицию, ни «скорую» не вызывал. Может, ответственности боятся?
Народное мнение выслушивала Екатерина МАЖУРИНА