Разнообразные нововведения в системе российского образования привели среди всего прочего еще и к тому, что железногорская гимназия №91 им. Ломоносова рискует лишиться одной из своих знаменитых фишек - классных дам. Потому что нет больше законных оснований оплачивать их работу.
Речь о переходе к подушевому финансированию учреждений образования: сколько у вас учится детей – столько вам и денег на их обучение. Всем одинаково: гимназиям, лицеям, колледжам и просто школам. Хотите платить зарплату еще кому-то, помимо учителей - сами ищите внутренние резервы и дополнительные финансы. Как-то так.
На местах вздохнули, всплакнули, даже повозмущались, потом смирились и начали сокращать тех, кто ну никак не вписывается в обновленные штатные расписания. А в Железногорске, получившем некий переходный период, пытаются найти выход из этого педагогического тупика и сохранить то, что наработано не годами - десятилетиями.
«Воспитатель с тьюторской компетенцией – обязательное условие качественного образования» - так назывался краевой научно-практический семинар, который прошел на базе гимназии №91. Семинар предполагал еще и профессионально-общественную экспертизу. В роли экспертов – коллеги из Зеленогорска и Сухобузимского района, из других железногорских школ, а также общественность, по большей части родительская. Был и один депутат. В течение дня участники семинара наблюдали жизнь гимназии изнутри, причем именно со стороны тех самых тьюторов, то бишь классных дам, из-за которых тут весь сыр-бор и разгорелся. Их в гимназии 33.
Для тех, кто не в курсе. На первый взгляд, классная дама – это такой классный руководитель. Только никакие уроки классные дамы не ведут, но со своим классом проводят целый день: и те же уроки, и перемены, и в столовую, а также экскурсии, походы, театр... Их сверхзадача – быть в курсе всего, что касается класса в целом и каждого гимназиста в частности. При этом нужно не парить сверху, раздавая менторские указания, а именно быть рядом и наравне. Никакой классный руководитель, как правило, имеющий еще и ставку-полторы как предметник, справиться с такими задачами хотя бы на «хорошо» не в состоянии. Вслух об этом говорить как-то не принято, но, как признался руководитель управления образования Железногорска Валерий Головкин, подавляющее большинство его коллег с радостью променяли бы свое классное руководство на десять дополнительных уроков по предмету. Во всяком случае, еще учителем физики в Лесосибирске сам он именно об этом и мечтал – будучи в шкуре обычного советского классного руководителя.
22 года назад в гимназии №91 нашли смелость самим себе признаться: предметник и классный руководитель в одном флаконе не есть хорошо. Город тогда гимназическую инициативу понял и поддержал, деньги нашли – и появились классные дамы. Понятно, что опыт тут успели наработать громадный. Им и делились щедро по ходу семинара. А ближе к вечеру в формате круглого стола гостям и принимающей стороне было предложено обменяться впечатлениями. И (хоть вслух и не звучало) рецептами, что же делать со всем этим наработанным богатством, а также самими классными дамами, простите, тьюторами…
Рецептов, увы, нашлось немного. Гости по большей части благодарили за великолепную возможность окунуться во внутреннюю жизнь гимназии и хвалили принимающую сторону за гостеприимство и радушие, даже стихотворный экспромт от Зеленогорска имел место. Работа и компетенции классных дам впечатлили всех. Несколько родителей гимназистов единодушно заявили: без классных дам учебу своих детей просто не представляют. Владимир Одинцов, присутствовавший на семинаре сразу в трех ипостасях – как депутат местного Совдепа, отец двух гимназистов и муж классной дамы, поделился семейным секретом: жена, дескать, все время пропадает на работе. Кстати, именно Одинцов в своем выступлении попробовал обобщить все возможные выходы из ситуации.
Во-первых, сделать на базе гимназии некую экспериментальную площадку. О ней же говорила и одна из экспертов семинара - Мария Миркес, доктор философии, доцент СФУ, директор школы антропоники и программирования. Ее, как представителя Межрегиональной ассоциации тьюторов, впечатлили успехи Железногорска вообще и, в частности, маленькой девочки Лизы, которую не смогли сбить с толку пять взрослых теть, как ни старались. Но надо повышать эффективность:
- Эксклюзивная практика «Тьютор» появилась в 2009 году, а у вас тут уже такие наработки! Моя идея – стажерская площадка, тиражирование вашего опыта, разработка инструментария, методик… Если бы вы работали не на себя, а на весь край, это была бы уже совсем другая история и более высокий эффект.
И во-вторых, возвращаясь к идеям депутата, отца и мужа Одинцова, деньги родителей. Вариант, разумеется, но как быть с запретом всяческих поборов в школьных стенах? Да и согласятся ли все без исключения мамы и папы гимназистов и гимназисток регулярно раскошеливаться на зарплату классной даме?
Выход, конечно, будут искать всем городом. Однако, как отметил один из участников, состав семинара получился более чем показательным. Местная педагогическая общественность (помимо коллектива гимназии №91) мероприятие не то чтобы проигнорировала, но оказалась представлена лишь тремя директорами – 101-й, 104-й и санаторно-лесной школы…
Татьяна ДОСТАВАЛОВА