Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Школа для особых

26 марта 2014 / Есть тема / 0
Последние годы все чаще стали говорить о развитии в России инклюзивного образования. Почему сегодня возникла потребность в подобном процессе обучения и можно ли его реализовать в Железногорске?

Инклюзивное (или включенное) образование подразумевает возможность обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Сегодня дети-инвалиды в основном учатся в специализированных заведениях либо на дому. Круг их общения зачастую ограничен лишь родителями, медиками и ровесниками, имеющими такие же проблемы со здоровьем. По мнению идеологов инклюзивного образования, существующее положение затрудняет социализацию инвалидов и является дискриминацией, поскольку ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Школы, где особые дети учатся вместе со здоровыми, в стране уже есть. Но пока их очень мало. Дело в том, что учебное заведение, в котором внедряется система инклюзивного образования, должна быть соответствующим образом оснащена. Обязательны наличие пандуса с ограждающими бортиками, поручнями и определенная ширина дверных проемов, чтобы ученик на коляске мог самостоятельно попасть в школу. В здании должен быть хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах.
 
Для инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Определенные требования предъявляются и к кабинетам. К примеру, для свободного перемещения на коляске в классе нужно дополнительное пространство. Детям-инвалидам по слуху следует оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. В школьной раздевалке, столовой, туалете должны быть установлены специальные приспособления для удобства детей с ограниченными возможностями.

Понятно, что в ближайшем будущем создать подобные условия в железногорских школах нереально. Да и нужно ли, ведь в городе создана целая сеть образовательных учреждений, включающая в себя специализированные детские сады, санаторную и коррекционную школы?

Однако, по словам директора санаторной школы-интерната Валентины Пасечкиной, возможности уже не удовлетворяют потребностей города. К сожалению, больных детей с каждым годом становится все больше. Санаторная школа рассчитана всего на 260 мест. Кроме обучения ребята проходят здесь курс лечения и реабилитации по различным видам заболевания. Комплектация контингента учащихся происходит ежегодно. Кто-то после годичного пребывания в специализированном заведении переходит в обычную школу, а кому-то приходится здесь получать аттестат зрелости.

Понятно также, что затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению особых детей, намного выше, чем у общеобразовательной. В большинстве западных стран государственные и муниципальные школы получают целевое финансирование из бюджета на детей с особыми потребностями и, соответственно, заинтересованы в приеме учащихся, имеющих статус инвалида. В России дополнительно финансируются лишь образовательные учреждения для больных детей. Но все-таки материальная сторона здесь не основная проблема, считают специалисты.

Несколько лет назад в местных теленовостях вышел сюжет о негативной реакции некоторых родителей, когда один из обычных детских садов стал посещать ребенок с ДЦП. «Почему мой сын должен ходить в одну группу с уродом?» – возмущалась тогда перед камерой жительница города, в обычной жизни диагноза «уродство нравственное» не имеющая.

- Наша школа не привыкла к инвалидам. И виноваты в этом взрослые, - уверена невролог детского стационара КБ-51 Людмила Жданова. - Но дети изначально не злые, они часто даже мудрее взрослых. В одной из школ Железногорска как-то училась девочка с эпилепсией. Когда на уроке внезапно начинался приступ, она неосознанно снимала с себя одежду. Никто из одноклассников в этот момент никогда не смеялся. Мальчики отворачивались, а девочки подходили к подруге и закрывали ее от случайных взглядов. То есть в этой ситуации важна правильная установка, которую детям задали педагоги и родители: особый ребенок такой же, как все, только у него есть проблемы со здоровьем.

И еще один случай, о котором рассказала Жданова. Девочка с церебральным параличом очень хотела учиться в обычной школе. Заболевание поразило только опорно-двигательную систему, не затронув интеллект ребенка. Медики и психологи предупреждали маму: сначала все ученики будут обращать внимание на ее дочь. Готова ли она к этому и, самое главное, сможет ли девочка чувствовать себя в таких условиях комфортно? Реальность, с которой обязательно придется столкнуться ребенку, не должна обернуться для него тяжелым стрессом. Мама объяснила дочери: первое время дети будут проявлять к ней нескрываемое любопытство. И не потому, что они злые. Просто они не знают проблемы, которая у нее есть.

Действительно, появление в школе первоклассницы на костылях сначала вызвало большой ажиотаж среди учеников. Но девочка, уже подготовленная к ситуации, его не замечала. Прошло несколько недель, и все привыкли к необычной ученице. А вскоре одноклассники стали провожать новую подружку от дома до школы и обратно. Сейчас девочка уже ходит без костылей.

- Подобных примеров можно привести много, - соглашается Валентина Пасечкина. – И раньше дети-инвалиды учились в обычных школах, так что идея инклюзивного образования для нашего города не нова. Что же касается требований создания в общеобразовательных учреждениях безбарьерной среды - когда-нибудь наше общество все равно к этому придет. Ведь совсем недавно и компьютер в учебном заведении считался фантастикой…

Марина СИНЮТИНА





Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения