Понедельник, 25 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Сергей ПРОСКУРНИН: «Кластер - это от бедности»

10 июля 2014 / Есть тема / 1
Второй год ведутся масштабные работы на Промышленной улице. Рядом с цехами ОАО «ИСС» закладывается новое будущее Железногорска – подстанция «Город» и промышленный парк. Между тем подавляющее большинство горожан остается не в курсе этого строительства. Люди не знают, что там строится и зачем. В очередной раз об этом мы разговариваем с первым заместителем главы администрации Сергеем Проскурниным.

- Три года назад, Сергей Дмитриевич, Железногорск услышал слово «кластер», но понимания, что это и для чего, у народа не наступило…

- Что ж, давайте еще раз выстроим точную схему происходящего. Кластерная программа - программа краевого правительства, в которую включен Железногорск. На нашей земле Министерство экономического развития РФ пытается создать условия для появления территории опережающего развития, сокращенно - ТОР. До этого момента мы вошли в число 14 проектов, которые федеральное правительство отобрало для участия, причем с обязательным выделением финансирования. В прошлом году на все 14 территорий Москва выделила 1 млрд 300 млн рублей. Мы на эти деньги организовали инновационный форум, объединенный с фестивалем «Роботех». Кроме того, в рамках форума провели конференцию поставщиков. К сожалению, пока получить деньги на реализацию инфраструктурных проектов города не удалось. Москва четко диктует, на что можно потратить выделенные средства. Пока только две территории успешно работают в кластерной программе - это Самарская область и Татарстан. Они активнейшим образом начали обучать персонал будущих кластеров - студентов и преподавателей вузов - за рубежом. Благодаря этому регионы получили серьезное вливание новых мыслей и идей.
Нам, к сожалению, пока таких денег не дают. В этом году федерация выделяет 2,5 млрд рублей. Главное, что поменялась пропорция вложений федерация-край: в 2013 году она была 30 на 70, в 2014 - 90 на 10. Край в этом году активно предлагает заняться техническим перевооружением, закупками нового оборудования и образованием. Благодаря кластерной программе, Железногорск создал у себя два инжиниринговых центра, в городе появился краевой бизнес-инкубатор, и это тоже достижение для нас.

- Так какую же цель преследует администрация города, входя в этот проект?

- Надеемся, что в этом году получим средства на инвестиционные программы, чтобы решить целый ряд городских проблем. Во-первых – дорогое тепло, во-вторых - дороги, и, наконец, третий по важности проект - молодежный поселок.

- Я три года слушаю о кластере, но все больше склоняюсь к мысли, что Москва занята все это время созданием новых условий и задач для нас, лишь бы не давать денег.

- Мы всегда играем по правилам. Главное правило - в стране ничего не делается быстро и оперативно. Поверьте, обещанного три года ждут - не выдумка. Очень хотелось бы, чтобы федерация рассмотрела все быстро и приняла решение. Правительство - вообще такая структура… сложная. Минфин имеет свою точку зрения, у Минэкономразвития может быть диаметрально противоположная. Пока они не придут к удовлетворяющему всех варианту, дело стоит. Поэтому когда они доходят хоть до какой-то общей точки зрения, регионы говорят – слава богу! Железногорск сегодня попадает во все программы, которые принимает Москва. Моногорода? Мы там! Программа развития ЗАТО? Вот наша заявка. Кластерная программа? Мы здесь! Главное заявиться, а там посмотрим, что из этого получится. Дайте хоть пять копеек, как говорится.

- Зачем это попрошайничество?

- Это от бедности. Налогов на территории остается очень мало. С одного гражданина в год бюджет Железногорска получает 14 тысяч рублей, и на эти деньги мы хотим: хорошие дороги, качественное ЖКХ, детские сады без очередей – все! Так не бывает. Простой пример - за ребенка в детсаде человек платит тысячу рублей в месяц, а бюджет дотирует еще недостающие 13 тысяч. Если бы у города оставались те же налоги, что и до 2000 года, можно было бы не бросаться ни в какие кластеры.

- Может, проще сидеть на берегу и ждать?

- Весь мир идет по пути развития кластерных программ. Любая малая фирма ищет рынок сбыта, лучше всего, если им станет якорное предприятие. Везде по миру вокруг крупного производителя роятся малые. В СССР 70 лет до этого каждое крупное предприятие делало все свое само. До последнего болта! На каждом из них до сих пор есть механический цех со станочком, у которого загрузка 0,1%. А он не нужен и не выгоден. Это должно быть малое производство, которое делает свой бизнес на таких болтах. Так вот, промышленный парк – как раз создание условий для подобных фирм. Производственные площади со льготной арендой, электричество и т.д. Есть же у нас две крупные корпорации? Вот вокруг них и должны возникать инновационные технологичные бизнесы.

- То есть последнее совместное предприятие, созданное ИСС с французами, в котором 27 инженеров должны через год принести 3 млрд, укладывается в подобную схему?

- Это, конечно, идеальный пример. Увы, ограничения режима ЗАТО не позволили нам разместить данную «дочку» ИСС на территории промпарка. Но принцип именно этот. Двигаемся в верном направлении, хотя ограничения очень сильно мешают.

- Так может долой «колючку»?

- Работать можно и с ней. Нужно создать условия для бизнеса, чтобы он сделал выбор в нашу пользу. Пока это маловероятно. Пример. Для предпринимателя важно время. Мы ему его не даем. Если он захочет недвижимость отдать в качестве обеспечения, то застрянет в банке на неизвестное время, потому что должен будет согласовывать сделку с недвижимостью. Станет он ждать? Нет, значит это первая проблема. Вторая - мы отстаем технологически. Все новейшие технологии на Западе. И если наш режим мешает нам пользоваться ими, но тогда надо выровнять ситуацию компенсирующими мероприятиями. Если я не могу завезти сюда иностранного специалиста, дайте налоговые каникулы. На прошлой неделе мы обсуждали идею промышленного парка у председателя краевого правительства Виктора Томенко. Нам предстоит привлекать сюда бизнес, но минусов у города много, поэтому нужны плюсы, чтобы предприниматель сюда пришел. Все равно мы к концу года получим промышленный парк в высокой степени готовности. Уже сейчас мы должны знать - кто туда придет? Какие резиденты? Кто будет управлять этой компанией? Мы, к сожалению, эти вопросы не решаем, но активно ставим их перед правительством.

- А не кончится все очередным Ванкором? Пока он строился – регулярно просил налоговые льготы у края: дескать, начну работать, все заплачу. Как только вышел на промышленную добычу, федерация забрала налог на полезные ископаемые себе. В итоге регион получил с Ванкора 2 млрд рублей в год, Москва – 200!

- Хорошо бы правила игры были постоянными. Для бизнеса особенно. Мы и сейчас регулярно попадаем в ситуацию, когда федерация принимает решения, а финансово их не подкрепляет. В результате субъект передает нам полномочия, а денег у них у самих нет. В стране необходимо перенести финансовый акцент на муниципальный уровень. С людьми-то работаем мы! Приходят к нам, а мы им: «А у нас денег нет. А у нас полномочий нет». Нужны конкретные возможности. И это мы говорим о Железногорске, который борется за каждую копейку. Никакого жирка у нас нет… Такова действительность.

- И что же вы собираетесь делать дальше в условиях постоянно меняющихся правил?

- Наша задача - создать условия для развития бизнеса. Администрация бизнесом заниматься не должна. Деньги вложены, условия созданы, предприниматель - приходи. Инжиниринговые центры помогут в связях с ИСС и ГХК. То, что к нам пришел бизнес-инкубатор – здорово. Ведь большинство успешно развивающихся сегодня в крае стартапов родом из Железногорска. И все они уходили в Красноярск, а теперь пусть остаются и развиваются здесь.

Беседовал Михаил МАРКОВИЧ
Комментарии
11 июля 2014 / иванов
Блажен кто верует...Затея весьма сомнительная!!!
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения