Ежегодно в России пропадают без вести 80 тысяч человек. По горячим следам в первые же часы и дни находятся 80% взрослых и более 90 процентов детей. В Железногорске люди теряются с той же частотой, как и во всей стране. Их розыском, как полагается по закону, занимается полиция. Будет ли найден пропавший, и, самое главное, останется ли он живым и невредимым, зависит от многих факторов. Прежде всего, от того, сколько сил и ресурсов задействованы в поисковых мероприятиях.
Когда близкий человек внезапно исчезает, это всегда страшно. Растерянные родственники не всегда могут адекватно оценить ситуацию под воздействием ложных стереотипов о порядке розыска без вести пропавших.
Самый основной из них - подать заявление в полицию можно лишь по истечении трех суток после исчезновения человека. Это не так. Принять заявление сотрудники полиции обязаны сразу же, вне зависимости от того, сколько времени прошло. Отсутствие фотографии пропавшего также не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске. Заявление обязательно должно быть зарегистрировано.
Откуда же взялось стойкое убеждение, что в правоохранительные органы нет смысла обращаться, пока не прошло три мучительных дня ожидания?
Негласное правило не брать заявление до истечения этого срока действительно существовало в милиции с середины 70-х годов. Логика его такова: мол, большинство пропавших сами объявляются на второй или третий день живыми и здоровыми. Ну, загулял человек, где-то засиделся, переночевал у друзей. А позвонить родным забыл. На самом деле заявление в милиции были обязаны принимать незамедлительно и в те годы. И тут же приступать к розыскным мероприятиям. А вот уголовное дело в связи с пропажей человека действительно заводилось лишь по истечении трех суток. Но милиционеры предпочитали в такие тонкости растерянных родственников не посвящать – им просто отказывали.
Неверно и представление о том, что подать заявление об исчезновении человека могут только его родственники. Полицейские обязаны принять заявление от любого гражданина: работодателя, сослуживца, соседа.
Розыск длится 15 лет, а признать кого-либо без вести пропавшим могут и раньше - через пять лет, если родственники обратятся в гражданский суд. Только после положительного решения суда по этому поводу можно урегулировать имущественные вопросы: выписать пропавшего из квартиры, снять коммунальные платежи, поделить наследство.
И, наконец, еще один стереотип – полиция никого не ищет вообще, а только занимается отписками.
Спорить с этим утверждением сложно. Родственники, для которых каждая минута неизвестности о судьбе родного человека становится пыткой, считают, что никаких розыскных мероприятий полиция не проводит. С другой стороны, журналисты газеты, неоднократно присутствовавшие на разводах патрульно-постовой службы, утверждают: каждый сотрудник получает ориентировки на пропавших без вести. Также в полиции давно существует практика обращения к населению с просьбой о содействии в поисках, особенно, если дело касается исчезновения несовершеннолетних.
Ориентировки на потерявшихся детей полиция оправляет во все СМИ. Сегодня, когда информация мгновенно распространяется через социальные сети, помощь неравнодушных граждан в поисках неоценима. Почти во всех случаях пропажи детей в Железногорске их находили горожане, прочитавшие сообщение о розыске в газете или соцсетях.
Что касается поисков взрослых, то, как выяснилось, полиция по разным причинам не всегда считает нужным как можно скорее оповещать о происшествии население. Именно поэтому родственники считают, что те, кто по долгу службы обязаны помогать, оставили их один на один со своей бедой. Такая ситуация недавно произошла при поисках пропавшего на пляже городского озера бизнесмена. Впоследствии оказалось, что мужчина утонул.
В недавнем случае исчезновения железногорца вместе с автомобилем информацию до СМИ довели быстро. Пользователи паблика «ГиГ» «ВКонтакте» тут же сообщили, что видели машину пропавшего на лесной дороге. К счастью, эта история закончилась благополучно, родственники сообщили в полицию, что мужчина нашелся. Дескать, таким образом он хотел наказать супругу, с которой накануне поссорился.
Отметим также, что не всегда полиция сообщает родственникам о найденных людях, которых объявляли пропавшими без вести. Бывают ситуации, когда последние после их обнаружения сотрудниками полиции просят сохранить свое местонахождение в тайне. И это требование вполне правомерно, ведь существует закон о защите персональных данных. У любого человека могут возникнуть самые разные причины не общаться с родными, близкими или знакомыми. Сообщать кому-либо о себе или нет - добровольное дело каждого дееспособного совершеннолетнего гражданина.
Анастасия ЗЫКОВА