- Простите, дорогие гости, но сегодня я буду выступать не собеседником вашим, а оппонентом от лица всех автолюбителей города. Половина моих товарищей убеждена, что в городе дорог нет, половина, что их и не будет. А как вы оцениваете состояние дорог в Железногорске?
Масалов – Моя оценка - удовлетворительно. Все дороги отвечают требованиям, предъявляемым нормативно-технической документацией с точки зрения безопасности дорожного движения. Да, хотелось бы лучше. Но мы живем в бюджетном государстве и пропорционально бюджету мы вкладываемся в дороги.
Свиридов – Я хотел бы добавить. Есть известная сентенция «сколько денег – столько песен и плясок». И в этом смысле наш город не просто не исключение, а самое прямое подтверждение ее. Бюджет, совершенно, конечен, как бы не хотелось нам думать иначе. И количество выделяемых средств на содержание и ремонт дорог тоже конечно. Вот в рамках этой суммы делается все возможное. Не более, но и не менее. И поэтому говорить надо о состоянии дорог в рамках тех средств, что город может на них выделить. Дороги соответствуют средствам.
- А правда, что Красноярск получает от федерации миллиард на дороги просто за то, что он миллионник?
Масалов – Поскольку нам до миллиона еще далеко, то и смысла интересоваться этим нам не было. Понятно, что при формировании бюджета учитывается, что столица края должна выглядеть лучше остальных населенных пунктов. Так что норматив финансирования дорог у них, конечно, выше. И сумма на ремонт дорог больше.
Свиридов – Давайте сразу договоримся, что дороги имеют несколько статей финансирования. Текущее содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт, новое строительство – это все содержание дорог. С точки зрения ЗАТО, Красноярск не пример для сравнения. Но вот среди 6 десятков муниципальных образований ни одна территория не может похвастаться состоянием дел лучше, чем у нас. Я заявляю это совершенно ответственно. Если взять последний пример – реконструкцию улицы Красноярской, стоимость этого проекта 215 млн рублей. Ни одна территория не оперирует подобными деньгами! Это серьезные средства и серьезное решение органов местного самоуправления. Так что я считаю, что город выглядит очень достойно.
- А сколько мы вообще тратим на дороги?
Масалов - Повторю, дорога в бюджетном кодексе включает в себя тротуары и озеленение, и бюджет выделяет на все это 160 млн рублей.
- А дорог-то у нас 112 км?
Масалов – 159 км.
Свиридов – Помимо дорог, которыми занимается местный бюджет в рамках ЗАТО, существует большое количество дорог, которые находятся в юрисдикции краевых организаций, например КРУДОРа. Они также выделяют нам деньги и не малые.
- Вы меня подталкиваете к любимой истории, про центральную улицу Березовки, которая после всех разбирательств оказалась нашей дорогой. Мои друзья, которые до сих пор ездят в Красноярск, проклинают родной город, потому что от березовского бора до пересечения с М-53 дороги просто нет. Асфальт там, как после коврового бомбометания.
Масалов – Простите, но проклятия звучат зря. Это дорога краевого значения, находится в краевой собственности и на содержании КРУДОРа.
Свиридов – Та часть дороги, что проходит непосредственно через Березовку, мы действительно отремонтировали, но за краевой счет и только для того, чтобы район согласился принять ее в свою собственность.
Масалов – Что касается упомянутого участка дорожного полотна, то позиция КРУДОРа такова – «мы не занимаемся транзитом через населенные пункты, вам это дорога не нужна. Это подъезд к Красноярску, но для вас построен новый мост с разворотным кольцом у Кубеково, пользуйтесь». Так что если этот участок и будет реконструирован, то, наверняка, не в первую очередь. КРУДОР сейчас ведет реконструкцию в сторону Железногорска, этап Терентьево, но с учетом предстоящей Универсиады, и общего напряжения бюджета, вопрос с Березовским бором откроется не скоро.
Свиридов – И я все же скажу, что дорога там не после коврового бомбометания и машины там едут со скоростью, значительно превышающей…
- Ну, зато такая дорога есть в Железногорске. Тот, кто ездил по Промышленной скажет вам, что 5 км/час там предел, если только у вас нет запасной подвески с собой. А ведь задумка трехлетней давности планировала убрать транспорт жителей Ленинградского из центра города, предложив им обходной маневр – Т-образный перекресток и Красноярская, либо путь через Матросова, лишь бы они не совались на Курчатова и дальше. В любом случае, объезд упирался в Промышленную, а пользоваться ею нельзя…
Свиридов – Здесь расклад будет следующий. Как раз сейчас формируется бюджет на 2015-й год. В его рамках надо заложить капитальные расходы с дорожными восстановительными расходами. Я уже обсуждал этот вопрос с финансистами. Предварительно есть понимание необходимости привести эту дорогу в более-менее приличное состояние. И, кстати, с Юрием Сергеевичем (Масаловым - автор) мы займемся в ближайшее время формированием предложения по сметной стоимости этих работ. Те переговоры, которые я провел с финансистами, позволяют надеяться, что эти работы будут проплачены Министерством транспорта края. Также, как это было сделано с финансированием ремонта Южной, где из 22 млн 15 дал край. Но пока суммы, которые необходимы для ремонта Транзитной - как она правильно называется – хватает только до парковки ИСС. Но такие работы планируются.
- Просто уж очень бросается в глаза, когда проезжаешь под железнодорожной эстакадой: направо – это направление, а не дорога.
Свиридов – У нас сейчас есть проект по реконструкции всей магистрали от КПП-1 до первого кольца (район Лукашей) на Ленина. Туда входят последовательно Енисейская, Красноярская, Транзитная и выход на Ленина. Общая протяженность 15 км. Этот проект подразумевает 3 этапа или пусковых комплекса. Т-образный мимо старого ГАИ - это второй этап. Дальше третий. Но реконструкция третьего - дело дорогое. Поэтому мы сделаем просто ремонт, то есть, восстановим дорожное полотно, чтобы люди могли ездить, не травмируя свой транспорт.
- Когда?
Свиридов – План на 2015 год. Срок реализации зависит исключительно от сроков выделения средств краем.
- Не повторится история с ремонтом Южной? Там когда деньги появились?
Свиридов - Деньги пришли в августе. Аукционно-конкурсная процедура занимает 45 дней. Вот и считайте, чтобы начать работу 1 июня деньги должны быть готовы не позднее середины апреля, чтобы успеть с аукционом. Если спросить меня, я в это верю очень мало. Практика говорит о том, что краевой бюджет деньги выделяет исключительно во второй половине года, то есть реальные работы могут начаться не раньше августа-сентября.
Что произошло с финансированием Южной? Весна прошла в ожидании денег краевых, история становилась не очень ясной, и город решил провести ремонт за свой счет. В бюджет были внесены изменения, прошли аукционы, и тут край наконец-то дал деньги. Но в любом случае время ушло на ожидание, и контракт с исполнителем мы подписали в сентябре.
- И что нас ждет по этому контракту?
Свиридов – Фронт работ не космический. Если погода не будет мешать, как последние две недели, то в дней 10 или две недели мы уложимся. Если кто-то внимательно ездит там, то он мог увидеть, что участок от ж/д переезда до Южной сплошное асфальтирование уже выполнено. Надеемся, что три года дорога простоит.
- А те дыры, которые сейчас латают по городу? Тоже задержка финансирования?
Масалов – Нет. Это экономия, которой нам удалось достигнуть. Вы простите меня за казенный язык, но после проведения первого аукциона на ямочный ремонт, мы получили экономию средств. На нее также провели аукцион, и снова получили экономию. Так что нынешние ремонты, это третья (!- автор) экономия. Мы устраняем локальные дефекты, которые зимой или после нее станут опасны. Но погода мешала, как могла, у нас подрядчик был готов паяльными лампами сушить ямы.
- Правда, что из средств, отпущенных на ремонты, 300 тысяч пошло на штрафы ГИБДД, «за плохое содержание дорог»?
Масалов – Нет, не правда, это целевые деньги. И штрафы ими оплатить нельзя. Но администрация действительно была оштрафована.
Свиридов – Наш город в этом вопросе являет собой прецедент довольно неоднозначный. Любая территория имеет количество дорожных элементов – пешеходный переход, светофор и так далее. Вокруг них кипит жизнь. Суматоха, контроль ГИБДД и так далее. Пример, в Железногорске 250 пешеходных переходов. Норильск больше нас в три раза, у них 78 переходов, в Ачинске - 53. Мы невероятно увлечены этими вещами. У нас в порядке вещей на 100 метров дороги три перехода и два светофора. Это невероятно усложняет эксплуатацию дороги, организацию движения и т.д. А самое главное влечет за собой большие расходы для бюджета. Это с моей точки зрения неправильный крен, что порождает обратную реакцию надзирающих инспекций.
Масалов – Трудно спорить с Сергеем Васильевичем. Возьмите Курчатова, на 300 метровом участке 5 переходов и 2 светофора. Мне кажется, мы заигрываемся с людьми. Сейчас у нас есть обращение к главе города об обустройстве пешеходного перехода на Мира. Участок - 570 метров, есть переходы в начале и в конце. Даже если оказаться ровно по середине, до ближайшего перехода – 250 метров. Дойти можно.
- Простите, Юрий Сергеевич, но там, в одну сторону, нет тротуара в принципе.
Масалов – Но там идет стройка, и мы не сможем обеспечить там безопасность пешеходов. Хотя нас заставляют сделать там переход. А что такое переход? Разметка, дорожные знаки, предупреждающие дорожные знаки и так далее. Сейчас вот изменилась документация, и мы поставили оранжевые Г-образные консоли…
- Но ровно год назад гаишники вас заставляли убрать все, что нависает над дорогой!
Масалов – Изменилась нормативная документация. У нас вся Свердлова была на Г-образных консолях. Мы выносили знак за пределы зеленых насаждений, и водитель мог его заметить. В итоге нас ЗАСТАВИЛИ срезать консоли, мы поставили знаки, которые закрыты в зелени и теперь мы должны ВЫРУБИТЬ деревья. А в этом году Г-образные консоли снова разрешили. Правда, только для многополосных дорог.
- Народ недоволен Т-образным перекрестком. Заранее называет его «перекрестком смерти».
Масалов – Идея его строительства не нова. В 82 году появился первый проект. В 2004 году смета его составляла 86 млн. Пересчитали развязку по типу сосновоборской – цифра выросла втрое.
Свиридов – Когда мы обсуждали проект, поперек всех решений вставали финансы. Реализованный вариант самый бюджетный. Другие – В РАЗЫ ДОРОЖЕ. Давайте договоримся, что все проблемы возникают в голове людей, которые крутят «баранку». У нас таких «поворотов смерти» на Красноярской несколько. Но новый поворот выполнен в 4-хполосном варианте. Они дают возможность разъехаться всем желающим. Просто смотрите за собой и автомобилем, и все будет хорошо.
Масалов – Мы в любом случае вдвое снижаем нагрузку на косой переезд. Но здесь нет примыкания ветки от садов, значит уже легче.
- Дорогой пользоваться-то можно? Там все «кирпичи» либо загнуты, либо развернуты в другую сторону.