Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

В Железногорске проверят 7 высоток после трагедии на Шахтеров

25 сентября 2014 / Есть тема / 0
Сгоревшая высотка в Красноярске - главная тема недели. Модный навесной фасад вспыхнул, как спичка, и горел долго. Обошлось без жертв, но краю обещаны повальные проверки всех новостроек. В том числе и в Железногорске. Население гадает: кого посадят?

25 этажей огня

В воскресенье, 21 сентября, по улице Шахтеров, 40 полыхали сайдинг и балконы с 1 по 25 этаж. Пожару присвоили высшую категорию: площадь горения была около двух тысяч квадратных метров. Тушили 40 единиц спецтехники и почти полторы сотни пожарных. Три вертолета сбросили 102 тонны воды. За четыре часа выгорело с полсотни квартир, еще больше пострадали частично или оказались залиты водой. Плюс «мелочь» в виде пары уничтоженных огнем автомобилей.

Пресс-служба ГУ МЧС по краю уточнила: горел утеплитель между обшивкой и металлоконструкциями фасада с 1 по 24 этажи с восточной стороны дома. По вентилируемым фасадам пламя перекинулось на западную часть. Тушение осложнялось скрытым горением под сайдингом, которым обшит весь жилой дом.

Такой красивый сайдинг, но…

Вентилируемый фасад - это когда облицовка крепится к стене с зазором. Воздух циркулирует, сушит дом и отделку, никакой влаги. Красота. Но при пожаре эта же воздушная тяга делает огонь неукротимым. По Шахтеров, 40 фасад, смонтированный, похоже, без обязательных пожарных отсечек, стал чудовищной 72-метровой аэродинамической огненной трубой. Что за облицовка там была, куда делись противопожарные отсечки, почему не сработала система пожаротушения - выяснять комиссии. Но главным остается вопрос про фасад.

Алюминиевый каркас, утеплитель и ветрозащитная пленка - на взгляд обывателя, сплошь химия. Мало что горючая, так еще и страшно вонючая. Эксперты отмечают один жирный минус модной строительной технологии: несоблюдение технических решений по обеспечению пожарной безопасности и применение материалов, не прошедших натурных огневых испытаний, снижает пожароустойчивость зданий с такими фасадами. То есть если не выдержать тщательно все нормы монтажа, сэкономить, запихивая в фасад дешевый материал, не прошедший все испытания, загореться он может, как спичка. Как 21 сентября в Красноярске по улице Шахтеров. Да и раньше было - по всей стране.

А у нас?

Главный архитектор Железногорска Сергей Добролюбов не отрицает: в городском домостроительстве технология вентилируемых фасадов тоже имеет место. Но у нас не ставят композитные панели, как по Шахтеров, 40. При наружной отделке жилых домов в Железногорске используют негорючие керамогранит и минерит. Еще - асбестобетон, уточнили в ГУССТ-9 при Спецстрое России. Утеплитель - минеральная вата, как правило, базальтовая. Она держится до 1000 градусов, при более высокой температуре плавится, но не горит.

Тем не менее, на красноярский пожар в ЗАТО отреагировали сразу. Поручено немедленно проверить все навесные фасады. Такие в городе у семи жилых домов: пр. Ленинградский, 22; ул. 60 лет ВЛКСМ, 48 и 48б; пр. Мира, 4, 6, 7; пр. Юбилейный, 5. Там возьмут образцы и подвергнут испытаниям. Правда, пока неясно, кто оплатит этот незапланированный тест. Скорее всего, что жильцы - собственники не только квартир, но и всего дома. Но это одни деньги. А если выяснится, что фасады-то - горючие? Кому их менять?

Один крайний уже есть

Непосредственная причина событий на Шахтеров - нарушение правил пожарной безопасности при ремонте. На седьмом этаже велась «герметизация балкона с применением открытого огня», сообщила пресс-служба ГУ МЧС по краю. Уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» уже возбуждено. До 15 октября приказано проверить все вентилируемые навесные фасады многоквартирных домов в крае. Где гарантии, что везде все как надо, а не как на Шахтеров? Модная отделка крайне выгодна застройщику. Она легкая - можно увеличивать этажность, но главное - недорогая. Если же заменить что-то сертифицированное и абсолютно негорючее на нечто иное, выходит вовсе даром. Как удержаться, если с 2007 года пожарнадзор отстранили от проверок во время строительства и приемки готового жилья? Но без выводов комиссии и итогов проверки нет оснований обвинять кого-то в нарушениях и подмене. Отсюда и осторожность главного краевого спасателя полковника Вершинина при оценке возможных уголовных перспектив фасадной истории:
- Если госэкспертиза выявит несовпадение фактически использованных материалов заявленным, то у строителей могут возникнуть серьезные проблемы, - заявил он журналистам.
Так кто же сядет?

Камо грядеши

Облицовочная плита по Шахтеров, 40 родом из Железногорска, с нашего «Алюкома», а не с «СиАла», как пишут горемыки-погорельцы на одном из форумов Красноярска. Пять лет назад, рассказал «ГиГ» бывший сотрудник предприятия, туда отправляли готовую продукцию - в день по три камаза с воровайкой. При этом у «Алюкома», безусловно, есть все необходимые сертификаты на их изделия - но ведь горело же! Как уточнил начальник железногорского отдела госпожнадзора Андрей Куксенко, на Шахтерах вспыхнула, скорее всего, не плита и не утеплитель, а ветрозащитная пленка. За это говорят характерный запах и расплавленные капли. Эта пленка горит, как тополиный пух, согласен с Куксенко бывший руководитель железногорских военных строителей Николай Ерощук, занятый сейчас возведением новых корпусов для ИСС. Там, сообщил Николай Васильевич, сразу наотрез отказались от алюкомовских навесных фасадов. Так что все вопросы - к строителям.

Злополучную многоэтажку, как и весь жилой комплекс «Новая высота», строила компания «Сибагропромстрой». Директор Камо Мурадян дал свою пресс-конференцию. Принес сертификаты, рассказал про две проверки, признавшие обшивку качественной. Почему она горела, ему непонятно. Себя застройщик виноватым не считает: четыре года назад дом приняли в эксплуатацию. Что было потом, Мурадян не знает, а значит, отвечать за это не может. Как, кстати, и за пожарные рукава, которые точно были, а потом - исчезли.

Трудно представить себе новоселов, сплошь пироманов, которые пропитывают качественный негорючий фасад собственного дома бензинчиком, но доля истины в мурадяновской позиции есть. В России гарантия на постройку типа «дом жилой» - пять лет, и тут срок еще не истек. Но какие-то претензии застройщику можно выдвигать по ходу стройки и в момент сдачи дома - от госкомиссии. И в течение гарантийного срока, если выявятся какие-то скрытые дефекты. Так что сейчас главное слово за теми, кто расследует причины пожара.

Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения