В сферу деятельности муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» в Подгорном кроме обслуживания жилого и нежилого фонда, содержания полигона ТБО, очистных сооружений, благоустройства кладбища и соцкультбыта собственно поселка входит еще и жилой фонд Нового Пути. Но тем и интереснее, считает директор МП «ЖКХ» Сергей Коршунов, решать проблемы всего этого беспокойного хозяйства.
Не просто решать проблемы, даже говорить о развитии можно, уверен Сергей Николаевич. Новые технологии ремонта и современные отделочные материалы позволяют сегодня экономить средства и время, механизмы – облегчить и свести к минимуму ручной труд. Новые задачи требуют новых подходов. Для ЖКХ сегодня – это реконструкция введенных в эксплуатацию в 2010 году очистных сооружений, внедрение технологий биоочистки. Правда, для этого нужны крупные вложения.
Нехватка средств – одна из самых острых проблем. Пресловутый долг краевой казны перед коммунальщиками ЗАТО ощутимо ударил и по «ЖКХ». При годовом обороте в 95 млн рублей «недостача» 82 млн за 2013-й и часть 2014 года – огромная дыра в бюджете муниципального предприятия. Из первого транша около 10 млн уже вернули. В том, что вернутся и остальные миллионы, сомнений практически нет, другой вопрос – когда.
Неплатежи, как и везде, еще одна больная тема для поселка с населением в 5900 человек. Хотя, по словам Сергея Коршунова, сборы велики - 95%, а то и до 98% в некоторые годы доходит. Долги, как правило, перетекают из года в год. Таких в Подгорном 36 млн, с учетом текущих платежей – 25-27 млн. И в основном за счет тех, кто не в состоянии платить в принципе. Четыре года назад из муниципальной квартиры состоялось выселение, теперь бывшая хозяйка квартиры прописалась на полигоне ТБО. Суды выселение практически не рассматривают. И не только директор «ЖКХ» считает, что законодательство в этом плане недостаточно эффективно. С неплательщиками ведут борьбу самыми разными способами. Точечно, так сказать. Отключают воду, перестают оказывать мелкие услуги, прекращают водоотведение аппаратом «Крот» после трех предупреждений. В основном, должники сразу бегут, заключают договоры о рассрочке и начинают гасить долг. Но есть квартиры, хозяева которых и после отключений так и не дошли до кассы. Из 14 квартир в ЗАТО таких в Подгорном оказалось 6. Ну и, конечно, беседуют, рассказывают. Некоторые до сих пор не слышали ни о рассрочке, ни даже о субсидии.
Еще одна гиря на ногах «ЖКХ» - поселковая баня. Шуму вокруг нее много, хотя с экономической точки зрения, уверен Сергей Коршунов, вопрос предельно ясен. И это не вопрос цены билета или необходимости помещения для помывки, а, скорее, потребительской привычки и досуга. Сейчас два раза в неделю там моется 150 человек - одни и те же. Летом вообще никто не ходит, потому что жители поселка предпочитают собственные бани. То есть весь сыр-бор из-за клуба по интересам. Содержать его за счет бюджета уже роскошь. Баня обходится в миллион двести рублей в год, а с учетом изменившихся требований надо переоборудовать эвакуационный выход, смонтировать новую пожарную сигнализацию. То есть еще 1 миллион 650 тысяч в год взять из бюджета. А для чего? Билет стоит 250 руб. Чтобы окупить затраты, надо, чтобы стоил 550. За такие деньги никто мыться не будет. Значит, баню надо закрывать и продавать. Уже и покупатель был с условием, чтобы помывочную сохранить, а в части помещений что-то новое оборудовать. Однако пока депутаты вопрос завернули.
Кстати сказать, кроме МП «ЖКХ» никто на коммунальное пространство Подгорного зайти так и не решился. Поначалу, вспоминает Сергей Коршунов, школы и садики решили обслуживаться самостоятельно, альтернативой выбрали каких-то частников. Не заладилось, вернулись в «ЖКХ». Долго держалась поликлиника. Но главврач чуть не со слезами каждый месяц молил Коршунова отправить кого-нибудь показать каждому новому слесарю, где в подвале вода перекрывается. Теперь к единственной управляющей компании возвращаются и медики. Монополисты в маленьком поселке, уверен Сергей Коршунов, это правильно.
- Мы работаем не для абстрактных людей, а для конкретного соседа, учительницы, родственника, ведь многие из нас родились и выросли в поселке, - говорит Сергей Николаевич. - Так что плохо не получится, не должно получаться. И я коллективом доволен. Несмотря на большой объем не всегда благодарной работы, люди нацелены на результат.
За этими словами есть вполне конкретные дела. Дефицита кадров на предприятии нет. Средняя зарплата рабочих – 16500 рублей, специалистов и ИТР – 26500. Вакансии – явление единичное. Хотя директор признает, что текучка среди рабочих неквалифицированных профессий большая. Но и желающих занять свободное место хватает. Охотно на работу идут жители Сосновоборска. Другое дело, что отдача от потребителей услуг не всегда ощутима. Но и здесь, по словам Коршунова, многое стало меняться.
- Есть у меня классический пример, как надо и как не надо работать, - рассказал Сергей Николаевич. - Два дома равноценных. Два председателя. Один настроен на решение проблемы. Другой – на выяснение отношений, жалобы. Письменный запрос - письменный ответ. Переписка ведется два года – несколько томов накопилось. Жалоб куда только не было. А нарушений не нашли. Ни доводы, ни требования Жилищного кодекса – все не в счет. Сделай, как мне надо, и все. Но толку – чуть. Председатель получает удовольствие от жалоб, жители не получают ничего. Цель, как стали выяснять, научить «ЖКХ» работать. При этом долг только у этого дома – порядка 600 тыс. руб. на сто квартир. А в другом доме, где мы с председателем давно научились договариваться, строить планы и воплощать их, долгов нет - все платят вовремя, и за этим председатель совета дома следит. Там и благоустройство двора сделали, ограждение поставили, асфальт положили, где надо. В подъездах - ремонт, вставлены пластиковые окна. За счет средств жильцов, между прочим. Не враз, конечно, постепенно - за 2,5 года. И это лишний раз показывает, чего можно добиться при правильном подходе. Когда жители знают, чего хотят, и мы знаем, что от нас требуют, работать можно.
Елена НАУМОВА