Воскресенье, 24 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Встретимся после рекламы?

29 января 2015 / Есть тема / 0
С 1 января 2015 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе», запретившие рекламу на платных кабельных каналах. Хотя, если включить телевизор, можно убедиться, что реклама никуда не делась. Впрочем, как закон исполняется - тема отдельная. Сама попытка что-то запретить вызвала настоящую бурю в медиа-среде, ведь под угрозой оказалось существование сотен региональных и городских каналов, выживающих как раз за счет рекламы. Железногорские телекомпании только успели испугаться подобной инициативы: 27 января Госдума смягчила ею же принятый закон. А если бы не решила?

Откуда ноги растут

Сами законодатели объясняют запрет просто: «Общероссийские федеральные каналы обеспечивают свою деятельность в основном за счет рекламы, в то же время как платные каналы получают и абонентскую плату, и доходы от рекламы. Телевизионные компании ставятся в неравные условия», - цитирует спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко РИА «Новости». Президент России Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции в декабре также объяснил запрет рекламы на платных каналах сокращением рекламного рынка и сложностью поддержки федералов из бюджета, сообщает «РБК».

Тем временем Ассоциация коммуникационных агентств России подсчитала, сколько в реальности за последние пару лет заработали кабельщики и федеральщики на рекламе. По итогам 2013 года неэфирные телеканалы получили в общей сложности 4 млрд рублей, в то время как 10 эфирных каналов - 152 млрд. По итогам 9 месяцев 2014 года рекламные доходы эфирных вещателей составили 109,3-109,6 млрд рублей, а тематических - только 2,8 млрд.

«Таким образом, платные телеканалы позволили себе забрать аж 2,6% общего рекламного пирога. Это просто невероятная несправедливость! – иронизирует в своем блоге экономический обозреватель телеканала «Дождь» Лев Пархоменко.

Новый закон «О рекламе» всколыхнул медиа-сообщество, хотя никто до конца не верил, что подобную инициативу примут быстро и тихо без дополнительных обсуждений. Когда неотвратимость запрета стала очевидна, в регионах стали искать выход. Железногорские телевизионщики в свою очередь вместе с краевыми коллегами отправляли письма депутатам-красноярцам в Госдуму, а редакция «Свежего ТВ» вела переписку с Национальной ассоциацией телерадиовещателей.

Усилия  не прошли даром, и паре инициатив все-таки удалось достигнуть верхушки. Одна из них - предложение Государственного совета республики Татарстан, выдвинутое еще в ноябре 2014 года. Документ подразумевает введение исключения по рекламе для телеканалов, вещающих на территории одного субъекта РФ либо одного или нескольких муниципальных образований внутри региона. Однако многие решили, что с такими поправками обойти запрет будет слишком просто: достаточно перерегистрировать один общероссийский канал в несколько региональных – и вуаля. Другой выход уже в январе предложил Общероссийский народный фронт – сделать исключение для платных телеканалов, эфирную сетку которых на 75% составляет отечественная телевизионная продукция. Поправки ОНФ были приняты Госдумой уже 27 января.

А если бы…

Своими мыслями о том, чем грозила сложившаяся ситуация телевидению Железногорска, поделилась Татьяна Фирсова, главный редактор «Свежего телевидения» и радио. В ЗАТО практически у всех кабельное телевидение, эфирные каналы смотрят единицы - те, кто получают сигнал с антенны (не путать со спутниковым!) Получается, что местные каналы - Канал-12 («Эридан») и «Свежее телевидение» (ГТС) - тоже попадали под запрет.

- И региональные, и местные каналы могли вообще закрыться, им бы просто не на что стало жить, - признается Татьяна Михайловна. - Что касается нашего канала, без рекламных доходов осталось бы только два варианта: сокращать людей или повышать абонентскую плату.

Абонентская плата ГТС, кстати, с 1 января 2015 года составляет 90 рублей в месяц с одного подключенного домохозяйства за 58 каналов, приводит Фирсова уже конкретные цифры. Собственно, это и есть основной источник дохода предприятия от телевидения. На рекламе сильно не разбогатеешь - за минуту только 500 рублей, а минут таких - всего-то 3,5 за эфир, да и те не распроданы. Конечно, совершенно другая ситуация у ОАО «Канал-12», которое не имеет бюджетного финансирования и намного больше муниципалов зависит от рекламных доходов. Мы спросили в Фейсбуке Людмилу Кротову, главного редактора 12 канала, чем запрет обернулся бы для единственного независимого ТВ Железногорска. Однако общаться на эту тему она отказалась: «Честно признаться, меня больше волнует другое - расчленение властями телевизионного городского пространства, удушение независимого телеканала. Вы, наверное, не можете представить, чтобы, например, «ГиГ» продавалась только в одной точке, а до остальных доступ запрещен. Все мои предложения, совещания не принесли результата. Но об этом газета не напишет, а все остальное мы переживем, поверьте».

Оппозиция нынче штука модная. Зачистка информационного пространства перед выборами властями любого уровня - пожалуй, одно из главных неофициальных объяснений принятия в том числе и пресловутого закона. Как проще всего задушить неугодные телекомпании? Лишить их возможности зарабатывать. Только в данном случае федеральные законодатели не рассчитали, что под раздачу попадет заодно региональное и городское телевидение. А ведь если верить социологическим исследованиям, степень доверия населения местным каналам в разы выше, чем федеральным - людям в первую очередь интересна информация о том городе и регионе, где они живут.

- Я сама отношусь к тому же «Дождю» более чем прохладно, - признается Фирсова. - Тем не менее, даже такой канал имеет право существовать. У людей должна быть возможность получать информацию из множества источников и самим решать, что правильно, а что нет. Ограничивать этот выбор нельзя, информация все равно найдет выход - через тот же интернет, например. Что же теперь и интернет запретить?..

Особенности национального контента

Принятые смягчающие поправки однако устраивают далеко не всех. Противники такого решения считают, что понятие отечественного продукта, позволяющего избежать запрета на рекламу, слишком расплывчато. «Вводится понятие «национальный продукт» - контент, при создании которого использовано более 50% национальных инвестиций, - приводит портал «Кабельщик» слова Сергея Исакова, заместителя генерального директора Национальной ассоциации телерадиовещателей. - Вот тут, дорогая редакция, вы должны забыть о фильмах, сериалах, мультиках и документалке импортного производства. И закрыть свой телеканал теперь уже по причине плохого «пятого пункта» (для молодежи поясню, это графа национальность в советском паспорте)».

Тем не менее, поправка должна стать настоящим спасением для телеканалов Красноярского края и Железногорска, которые производят исключительно собственный продукт и не транслируют иностранные фильмы. Другой вопрос - распространится ли запрет на местное ТВ, если сетевой партнер показывает сплошь зарубежные передачи? Это касается, например, канала Amazing Life, с которым сотрудничает «Свежее ТВ».

- Мы сами никакого иностранного контента не производим, все свое - аналитические и публицистические программы, новости от железногорского «Инфоцентра», - перечисляет Татьяна Фирсова. - Рассказываем о нашем городе, о людях, о событиях. То же касается краевых каналов. Коснется ли нас всех запрет, распространяющийся на некоторых сетевых партнеров, - вопрос сложный, его нужно тщательно изучить с юристами.

Без тщательного изучения не обойтись, цена ошибки - нехилый штраф. Для юридического лица, коим и является телеканал, нарушение обойдется от 100 до 500 тысяч рублей. Если для какого-нибудь Discovery полмиллиона - сущие копейки, о Железногорском телевидении такого не скажешь.

Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения