Наступила без трех минут ядерная полночь, «обрадовал» своих читателей 23 января «Бюллетень ученых-атомщиков». «Ядерная полночь» - это возможность ядерного катаклизма. Раз в два года решение передвинуть стрелки виртуальных «часов судного дня» принимает группа ученых, изучающих вероятность ядерных угроз. При этом учитывают мнения всемирно известных коллег, в том числе нобелевских лауреатов.
Такие часы придумали на заре гонки ядерных вооружений. После первых испытаний водородной бомбы в 1958 году они показали 23.58, с окончанием холодной войны в 1991 году - 23.43. В 2012-м стрелки «часов судного дня» поставили на 23.55, теперь вот 23.57. На этот раз их двигали из-за сообщения о прекращении сотрудничества России и США в сфере ядерной безопасности, растиражированного американской Boston Globe. Россия решила охранять свои ядерные объекты самостоятельно, в одностороннем порядке отказавшись от многолетнего сотрудничества с США в обеспечении безопасности и физзащиты ядерных материалов, сообщило 20 января издание, сославшись на копию соглашения, попавшую в редакцию. Прямую связь с украинскими событиями увидели не только нобелевские лауреаты.
Росатом тоже отреагировал на бостонские откровения. Общий посыл распространенного госкорпорацией официального сообщения: сотрудничество между Москвой и Вашингтоном в области глобального обеспечения ядерной безопасности в 2015 году, несмотря на возникшие сложности, продолжится. У Росатома своя трактовка ситуации. «РФ неукоснительно следует всем международным нормам и правилам по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также физзащиты ядерных установок и материалов на своей территории», - говорится в документе. А все необходимые для этого мероприятия «административно и финансово обеспечены правительством РФ».
Россия и США отвечают за сохранность ядерных материалов на своей территории, несут солидарную ответственность за то, чтобы они не попали в руки террористов. Поэтому будет продолжено сотрудничество по возврату в страну происхождения высокообогащенного топлива исследовательских реакторов. Так, Россия планирует вернуть топливо из Узбекистана, Казахстана и Польши. В этом списке нет Болгарии и Украины, откуда традиционно везут ОЯТ в Железногорск на ГХК, но сказано, что «из других стран Россия возвратила уже 2,13т ядерных материалов - 85 потенциальных боезарядов».
И ничего не сказал Росатом про остановку проектов по превращению высокообогащенного урана в менее опасную его разновидность, проводившихся на двух объектах. Эти проекты были рассчитаны до 2018 года, но, пишет Boston Globe, Россия отказалась от $100 млн, уже выделенных США на 2015-й.
Зато Росатом напомнил: партнерские программы курировались рабочей группой по ядерной энергетике и безопасности в рамках российско-американской президентской комиссии, но в марте 2014-го госдепартамент США уведомил о приостановке работы в рамках этого эффективного, по мнению российской стороны, механизма. По инициативе американцев в мае 2014-го приостановлено формирование плана работ между национальными лабораториями США и предприятиями России в рамках межправсоглашения о научно-техническом сотрудничестве в атомной сфере, которое было подписано в Вене в сентябре 2013 года.
«Использование атомной энергии - это стратегическая область, имеющая очень длительные жизненные циклы, - еще говорится в заявлении Росатома. - Она не может и не должна зависеть от ситуационных изменений политической конъюнктуры. Мы будем готовы к возобновлению сотрудничества, когда к этому будет готова американская сторона - разумеется, строго на основе равноправия, взаимной выгоды и взаимного уважения».
По ту сторону океана, похоже, еще не готовы. Причем не только к сотрудничеству в области ядерной безопасности. Так, федеральная комиссия США по связи хочет использовать наш ГЛОНАСС в службе спасения 911, сообщили The Washington Times. По этому случаю в конгрессе случился переполох: в плане по повышению эффективности работы служб экстренного реагирования усмотрели угрозу национальной безопасности. Не меньше.
ГЛОНАСС был предложен в довесок к собственной американской системе GPS, которая, оказывается, не обеспечивает достаточное территориальное покрытие, пояснили в Национальной ассоциации единого номера экстренных служб: «Наш долг - использовать любые средства, которые помогут найти человека, попавшего в беду!»
Однако в Конгрессе США опасаются: ведь ГЛОНАСС сможет препятствовать нормальной работе американских служб спасения, а российские спецслужбы получат возможность шпионить за службами оперативного реагирования: полицией, пожарными и скорой помощью! Один конгрессмен-республиканец даже письмо написал министру обороны и руководителю национальной разведки США: «Принимая во внимание угрозу, исходящую от режима Путина, идею использования системы, находящейся в руках этого диктатора, для определения координат сигналов 911 нельзя рассматривать всерьез! Нашим ответом на гибридную войну, развернутую Россией, должны стать широкая изоляция и контррычаги».
«Контррычаги» - это, видимо, про июнь. Прошлым летом Россия ограничила использование американскими военными наземных станций GPS в России из-за отсутствия прогресса в переговорах по размещению станций ГЛОНАСС на территории США. И когда читаешь про все это, из головы никак не выходит детская дразнилка про мои игрушки и твой горшок.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА