Следственный комитет Красноярского края проводит доследственную проверку по факту пожара 25-этажного дома на улице Шахтеров в краевом центре, произошедшего 21 сентября 2014 года. Следователи допрашивают железногорцев, работавших и работающих на прокатном заводе ООО «Алюком». Именно на этом городском предприятии были изготовлены алюминиевые композитные панели (АКП), использованные при облицовке фасада сгоревшей высотки. Именно эти сэндвичи, как показала экспертиза, яростно пылали, хотя гореть не должны были вовсе.
Кто виноват?
До окончания проверки никаких комментариев СК не дает. Известно, что уголовное дело пока возбуждено лишь в отношении рабочего, утеплявшего балкон на 7 этаже, откуда и начался пожар, ст.186 УК РФ (Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности). По версии следствия, возгорание произошло от газовой горелки, которую мужчина использовал в работе. Обшивка дома вспыхнула, как спичка. Горящие куски АКП падали на припаркованные во дворе автомобили и поджигали их. Пожар тушили шесть часов. Лишь по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв.
После происшествия самый главный вопрос - почему так быстро распространился огонь по фасаду здания? Версию о том, что причина в утеплителе, отмели сразу. Горел алюминиевый сэндвич, который сделали в Железногорске на заводе «Алюком». Согласно сертификатам, материал был заявлен как трудновоспламеняемый, с классом горючести Г1, подтвержденным протоколами испытаний на соответствие пожарной безопасности. Но экспертиза показала: фасад дома на Шахтеров был отделан панелями, не пригодными для этой цели. Речь идет об АКП с полимерным наполнителем, относящихся к классу горючести Г4 - их применяют только для изготовления рекламных щитов, дорожных знаков. Такая панель воспламеняется буквально от свечки, продолжает самостоятельное горение после прекращения воздействия источника огня, стекает вниз крупными горящими каплями, специфически пахнет пластмассой и сильно дымит. Именно эта картина и наблюдалась при пожаре 21 сентября в Красноярске.
То есть вместо негорючих панелей высотку обшили легковоспламеняющимися. Кто в этом виноват? К строителям претензий нет – они получили алюминиевые сэндвичи с соответствующими разрешительными документами. Завод «Алюком» отгрузил заказчику не тот товар? Намеренно или случайно? На этот вопрос должны ответить правоохранительные органы, но пока официального заключения нет.
Опасные фасады должны демонтировать
Известно, что стоимость огнестойких панелей в три раза выше их опасных собратьев. Но по внешнему виду класс горючести АКП определить практически невозможно. Этим обстоятельством и пользуются недобросовестные дельцы, ведь замена негорючих фасадов на горючие зафиксирована не только в Красноярске. Причем существующее законодательство само провоцирует на совершение преступления, ведь, чтобы получить сертификат на свою продукцию, предприятию нужно всего лишь представить на экспертизу свои образцы. Когда бумаги будут оформлены, производителя больше никто не побеспокоит. А зачем? Все документы имеются в наличии. Что же на самом деле станут изготавливать, разрешительные органы не волнует, а у контролирующих нет прав на внеплановые проверки.
Когда тема пожара на улице Шахтеров бурно обсуждалась в сети, один из подписчиков «ГиГ» «ВКонтакте» рассказал, что несколько лет назад работал на заводе «Алюком» и сам готовил образцы негорючих сэндвичей для отправки на экспертизу. Мужчина предположил, что Г4 на Шахтеров отправили по ошибке, ведь Г1 действительно производились на предприятии. На сайте компании «Алюком» АПК класса Г1 рекламируются и сегодня, но в прайсе эта позиция не представлена, хотя до пожара 21 сентября присутствовала. Интересно, почему?
Не потому ли, что огнестойкие панели завод уже давно не производит? Минеральные добавки сердечника АКП Г1, от которых и зависит огнестойкость, стоят дорого, а финансовое положение предприятия находилось в критическом состоянии задолго до строительства высоток на Шахтеров (это было известно всему Железногорску).
Результаты экстренных проверок в Красноярске лишь подтверждают данную гипотезу. Оказалось, горючими панелями облицованы аж 23 здания, причем 13 из них уже заселены. Адреса домов, конечно, засекретили, дабы не вызвать у людей паники, но в СМИ появилась информация, что среди них три 24-этажных студенческих общежития СФУ. Опасные фасады, получается, должны демонтировать. Вот только за чей счет?
Доследственная проверка не закончена
Кроме жилых зданий, АКП производства «Алюком» применялись и при отделке фасадов больниц, детских садов, а также торговых центров. Например, в ТЦ «Планета», первая очередь которого была сдана в 2008 году. Что, огромный торговый комплекс может загореться от случайно брошенного окурка?
По информации от наших источников, фасад первой очереди «Планеты» пожаробезопасен, поскольку прокатный завод «Алюком» не имеет к нему никакого отношения. Эту часть торгового центра облицовывали качественными панелями… китайского производства. Про две другие очереди комплекса утешительных сведений нет. В самом Железногорске АКП местного производителя уже успели использовать при отделке здания недавно отремонтированного туберкулезного диспансера КБ-51, а также на строящемся корпусе Экстренной медицинской помощи. Естественно, вся документация на материалы в полном порядке.
Доследственная проверка СК еще не закончилась, поэтому утверждать, что речь идет о широкомасштабном подлоге с целью получения сверхприбыли, нельзя. Тем более что компания «Алюком» прекрасно осведомлена, чем в конечном итоге заканчиваются такие истории. На сайте фирмы размещена публикация одного из белорусских изданий. В 2008 году в братской стране завершилось расследование уголовного дела по факту облицовки национального аэропорта «Минск» пожароопасными алюминиевыми композитными панелями производства белорусской компании «Омега». Виновные в мошенничестве получили по 7 лет колонии с конфискацией имущества…
Банкротство или новый бизнес
А пока следователи СК пытаются докопаться до истины, параллельно в Арбитражном суде рассматривается иск в отношении ООО «Торговый дом «Алюком» и прокатного завода «Алюком» по поводу возмещения ущерба, причиненного пожаром. Сначала заявитель (ПСК «Контур) потребовал заменить панели и взыскать убытки по договорам в сумме 45 млн руб. и 2,8 млн руб. соответственно. Но позже истец попросил убрать из числа ответчиков прокатный завод, который, по его словам, был указан в заявлении ошибочно. Почему? Вероятно, руководство строительной компании понимает, производитель алюминиевых панелей вернуть долги не в состоянии. Суд ходатайство удовлетворил. А 22 января 2015 года предприятие попросило признать себя банкротом. Прокатный завод «Алюком» задолжал кредиторам, налоговой службе и внебюджетным фондам 157,4 миллиона рублей. По решению суда заявление о признании завода «Алюком» неплатежеспособным пока оставлено без движения в связи с отсутствием ряда необходимых документов. Их предложено представить суду в срок до 19 февраля.
Банкротство в России – это еще не конец, а один из цивилизованных способов уйти от долгов. Если завод «Алюком» признают неплатежеспособным, то у собственника появляется шанс начать новый бизнес с чистого листа.
Анастасия ЗЫКОВА