Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Что даст Железногорску ТОР?

4 марта 2015 / Есть тема / 0
Главной темой прошедшей на той неделе сессии стратегического планирования стала возможность создания территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Железногорске. Надо ли, и если да, то как?

На всякий случай напомним, закон о ТОРах (или ТОСЭР) приняли в прошлом году. По нему до 2018 года на Дальнем Востоке и только там, создадут 14 таких территорий. Согласно закону, в них будут действовать льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры, нулевая ставка налога на прибыль в течение 5 лет, таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал и др. Предполагаются понижающие коэффициенты для НДПИ в течение 10 лет вплоть до обнуления налога. Также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов. Их общая сумма будет сокращена до 7,6% вместо 30.

Предусмотрена возможность создания на этих территориях подразделений федеральных органов исполнительной власти, например, МВД, МЧС, ФНС, ФТС, ФМС и других. Выгоды от реализации проекта определил премьер-министр страны Дмитрий Медведев: «Мы рассчитываем, что использование механизма вот таких территорий позволит как можно скорее запустить крупные инвестпроекты, снимет инфраструктурные ограничения там, где они существуют, и максимально упростит создание новых производств и рабочих мест, мотивируя также региональных руководителей на поддержку малого и среднего бизнеса». Невзирая на все экономические трудности последнего времени, родина заложила на этот проект больше 40 млрд рублей. Качественные показатели определены следующим образом: на 14 площадках будут реализованы 18 инвестпроектов, которые привлекут по разным данным от 1 до 2,5 триллионов рублей инвестиций. Реализация программ ТОР и инвестпроектов может удвоить валовый региональный продукт Дальнего Востока в два раза за 10 лет.

Как видите, тема привлекательная. Встать рядом с ней многие были бы не прочь. Но получилось это, видимо, только у Росатома. Во всяком случае, представитель корпорации, руководитель управления по работе с регионами Александр Харичев в своем установочном докладе заявил: ведомство Сергея Кириенко уже пролоббировало решение о том, что в ЗАТО могут создаваться ТОРы. Следующим шагом станет борьба за разрешение начать их создание с 2016, а не 2018 года. Важно только одно - определить критерии проектов, которые могут реализовываться на нашей земле (подробнее об этом в интервью Харичева ниже). Заместитель председателя правительства Красноярского края Виктор Зубарев, присутствовавший на сессии в Железногорске, в коротком выступлении был максимально конкретен: «Задача у вас на самом деле очень простая: собрать воедино мнения экспертов, нарисовать теорию создания ТОРа, передать ее губернатору края Виктору Толоконскому, он ее утвердит и подпишет у президента РФ Владимира Владимировича Путина. И нам останется ее только реализовать». Если бы все было так просто, весело засомневался зал.

Самым интересным стало выступление эксперта из Министерства развития Дальнего Востока Дениса Молоткова, специально приглашенного гостя. Кстати, оно же стало самым спорным и подверглось немалой критике. Почему? Есть, знаете ли, разница между Сибирью и Тихоокеанским регионом. География стала отправным пунктом в выступлении дальневосточного гостя. В радиусе тысячи км от Владивостока присутствуют рынки Японии, Кореи, а прямо за Амуром - Китая. Соединенные Штаты с Канадой для Молоткова, по его словам, «отдаленная перспектива». Козырной картой для всего российского Дальнего Востока могли бы стать транспортные услуги, с которыми уже не справляется существующая инфраструктура наших соседей. Но для того чтобы корабли пошли в российские порты, в них должно быть больше рабочей силы, американские налоги, японская логистика и еще с десяток компонентов. О какой конкуренции может идти речь, если в корейском Пусане судно разгружается в течение двух суток, а во Владивостоке неделю, если получение разрешения на строительство в России занимает 240 дней, а в Китае 10? - вопрошал дальневосточный гость. И так практически по любой принципиальной позиции. Вот за счет ТОРов и собирается господин Молотков сотоварищи превратить эти мечты в реальность. Для того сразу четыре федеральных ведомства поступились своими полномочиями ради Министерства развития Дальнего Востока. Только когда аудитория уразумела, что перед ней в презентации показан лишь план мероприятий, а не уже реализованная стратегия, поток критических вопросов а-ля «откуда у вас миллион свободных рук?» стих. Вот так Дальний Восток определил для себя пути своего дальнейшего развития.

В отличие от самого восточного региона России, где ТОРы «сажаются» в чистом поле и пока только в теории, в Железногорске к 2016 году уже будет реально функционировать промпарк. Цели, задачи и потенциальный рынок понятны - обслуживание интересов градообразующих предприятий. Таким образом, даже с учетом форы по времени Железногорск может очень даже посостязаться с дальневосточными коллегами в реализации проекта ТОРа. Понятно, что у нормального человека в голове от всех этих кластеров, промпарков и ТОРов голова вполне может закружиться. Хотя плутать здесь негде. ТОР - это территория со льготами, а кластер - промышленный конгломерат, который обеспечивает ей развитие. Сейчас час «икс», то есть готовности проектов, Росатом обозначил - июнь 2015 года. Именно тогда предстоит защита бизнес-планов в правительстве. Если все пройдет удачно, сказал Харичев, к концу года будут готовы правительственные постановления, дающие зеленый свет созданию ТОРа, в том числе и в Железногорске.
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения