Возле школы на Девятке мучительно умирала собака. Билась в судорогах, захлебываясь пеной. Дети в меру своих сил пытались хоть как-то ей помочь. Но что они могли? Принесли воды, гладили… Собачья агония длилась несколько часов.
Кира и Мира
Трех дворняг прошлым летом притащила во двор по Толстого ребятня. Щенков взяла под кураторство Валентина Манько, волонтер объединения «Пушистики». Снимки бездомышей разместили на страничке «ВКонтакте», и парень вскоре обрел хозяев. А вот сестрички зависли. Кормили их всем двором, и воспитывали тоже все вместе. Это были вовсе не бродячие собаки: Кира и Мира выросли вполне адекватными: откликались на зов, далеко не убегали, своим радовались, а на чужих только лаяли, не более. Собакам в ожидании «хороших рук» сделали все нужные прививки, стерилизовали. Регулярно обрабатывали от глистов, блох и прочих паразитов. Увы, далеко не каждая домашняя собака получает такой комплекс мероприятий, хотя при этом целыми днями неприкаянно болтается по улицам.
Вечером 6 апреля Валентине позвонили: Мира бьется в эпилепсии. Свою подопечную девушка обнаружила возле 93 школы. Судороги, из пасти пена. Полтора десятка детей пытались ее спасти. По их словам, уже больше часа. Валя помчалась с Миркой в клинику, и там ее еще несколько часов вытаскивали с того света, забыв про конец рабочего дня, который давно наступил. Собачье сердце останавливалось несколько раз, но его снова запускали. Потом решили везти в край, в «Акелу», с которой у «Пушистиков» договор, но Мира впала в кому. И умерла.
Чем ужасней - тем круче
Блиц-расследование дало кое-какие результаты. Около пяти часов вечера Мира и Кира были во дворе, веселые и здоровые, а в начале шестого Мира уже умирала у школы. Валентину вызвали, найдя номер телефона на ошейнике. КБУ отстрел собак на Девятке в эти дни не проводил. Да и парализующего дротика у Миры не нашли. Отравиться крысиным ядом она тоже не могла: в ближайшем магазине нет мусорных баков, и крыс там не травят, ЖЭК тоже дератизацией не занимался. Зато соседи видели во дворе пожилого гражданина с пакетиком фарша. Он уходил, потом снова возвращался. И спрашивал как раз про Киру и Миру. Никто этого собачьего кормильца прежде здесь не видел. А за неделю до этого соседские дети рассказывали Вале про какого-то злого дедулю, который грозил сжечь весь здешний собачник.
Несколько дней назад и тоже возле школы точно так же мучительно и долго умирала болонка. Собачка была домашней, но часто гуляла одна. И еще Валя знает про дворнягу, любимицу другого двора, которую нашли уже мертвой. Опять - у школы. На днях едва откачали соседского лабрадора: успели вовремя доставить в клинику, да и разбросанный фарш он не слопал, а лишь понюхал. И даже без ветеринаров, что однозначно говорят о серии отравлений сильнодействующим веществом, не верится никак в доброго дедка, который, прикупив фаршика, пришел в чужой двор покормить собачек. Версия про догхантера куда правдоподобней.
Валентина винит СМИ за тиражирование догхантерских методик. Под лозунгом вроде бы осуждения идет, дескать, обмен опытом. Плюс тотальная безнаказанность. Причастность к собачьим смертям первомайского дедули вряд ли докажешь, да и докажешь - что толку? От стыда он точно не сгорит. У догхантеров принято хвастаться своими «подвигами», выкладывая снимки умирающих собак в сеть. Чем ужасней - тем круче. Почему-то никому из них в голову пока не пришло поместить рядом фото окаменевшего пацана, на руках у которого несколько часов умирал лучший друг. Или пенсионерки на грани инфаркта, у которой всего-то и оставалось в жизни, что ее лохматая Мася.
Попробуйте отравить корову
Впрочем, помимо сантиментов есть еще и юридическая сторона. Собака - это имущество, не хуже коровы. А ну-ка, отрави соседскую корову, которая мычит, мешая тебе спать, а еще воняет, гадит и так далее. Пойдешь под суд как миленький. Отравленная же собака легко сходит с рук, хотя щенки под сотню тысяч рублей - дело обычное. А ведь на эти деньги можно небольшое стадо телят прикупить! Что, такие собаки вне зоны риска? Но по улицам они ходят точно так же и нос норовят засунуть везде. Именно домашние псы чаще гибнут от рук догхантеров. Ни за какие коврижки никакой даже самый храбрый дедушка не понесет свой пакетик с фаршем в лес за КПП-3А, где уже лет десять вольготно живет немалая собачья стая, сжирая все живое. Он свою отраву раскидает во дворе. Ведь он куда чаще даже не какую-то конкретную собаку ненавидит, а ее хозяев. И наплевать такому фанатику, что от его деяний будет только людское горе, а собак меньше не станет. По осени опять набегут в поселок подросшие щенки, с которыми за лето досыта успели наиграться беспечные дачники. И где гарантия, что завтра садистские наклонности этого дедка не примут иной вектор, и не начнет он кидаться уже и на собачьих защитников? Валентине и ее коллегам из «Пушистиков» уже не раз угрожали.
Псу под хвост
Кажется, уже всем понятно: новый закон насчет обращения с безнадзорными животными, списанный с европейской модели, в России не сработал. Про миллиард рублей, который в рамках этого нового закона в прошлом году успешно освоили регионы, уже открыто говорят: пустили псу под хвост. Эксперты Общероссийского народного фронта проанализировали 500 тендеров, проведенных за два года в 30 регионах на общую сумму более 970 млн рублей, и выяснили, что с 2012 по 2014 год расходы на эти цели выросли в среднем на порядок. При этом из регионов все чаще приходят сообщения об очередных нападениях бродячих собак на людей и домашних животных. Эксперты ОНФ также выяснили, что в Москве на содержание одного безнадзорного животного выделяют средства, сопоставимые с бюджетными расходами на месячное пребывание одного ребенка в детском саду - 14 тысяч рублей. В Красноярске выделенных на 2013 год 1,2 млн хватило на отлов 283 бродячих собак. Из них 15 стерилизовали, а остальных усыпили, признав больными и агрессивными. Деньги закончились, отлов прекратился, число жалоб выросло. В мае выделили еще 5 млн. Но собак на улицах меньше не стало. Зато стало больше догхантеров.
--Всех собак повесить! Но на кого?
Первыми проблему признали в Питере: Заксобрание Северной столицы обратилось в Госдуму с инициативой ввести уголовное наказание за беспричинное убийство животных. Насчитав в городе тысячи отравленных собак всего за пару лет, депутаты говорят о возникшей по этой причине социальной напряженности, а также вновь о европейских стандартах гуманизма, и просят поправить 245-ю статью УК РФ «Жестокое обращение с животными». Там нет пока пункта об уголовной ответственности. Парламентарии предлагают штраф от 80 до 100 тысяч рублей, обязательные работы до 360 часов или арест до полугода. Кстати, именно на полгода может сесть некий Данил Кислицын, и это будет прецедент. Дело догхантера, убившего свыше тысячи собак, передано в суд Владивостока, сообщает региональное управление УВД по Приморью. Экспертиза признала Кислицына психически здоровым. Он же, ссылаясь на приоритетное право человека проживать в безопасной среде, видит потенциальную угрозу в любой собаке - как бездомной, так и домашней, вне зависимости от агрессивного или дружелюбного ее поведения, породы, размеров и так далее.
Да что говорить про «рекорды» Кислицына, про железногорского деда с фаршем и прочих рядовых граждан страны, в которой зампред госдумовского комитета по культуре потребовал уничтожить всех собак вообще? После того как 13 марта в Чите бродячая стая растерзала ребенка, а потом едва не поубивала силовиков, прибывших на место трагедии, Иосиф Кобзон захотел наказать не мэра Читы, допустившего у себя в городе существование такой стаи. И не коммунальщиков, наверняка более чем успешно освоивших деньги, выделенные на борьбу с бродячими животными. И даже не тех, кто выбрасывает собак на улицу. А просто всех собак в стране вообще. Только за то, что они - собаки, и живут в той самой стране, где действует мораторий на смертную казнь даже для серийных убийц, чья конкретная вина доказана судами нескольких инстанций. Что уж тут говорить про дедушку с фаршем? Повторять, что во всех проблемах с животными всегда виноваты люди, давно не хочется. Сто раз говорено.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Догхантеры - лица, по своей инициативе и за свой счет занимающиеся истреблением бродячих собак. Координируют свои действия через интернет. Догхантеры не считают себя собаконенавистниками и заявляют, что их цель - убрать из городов стаи собак, которые могут представлять опасность для людей. Считают свой метод единственным, если коммунальные службы не отлавливают безнадзорных собак. Интернет-манифест догхантеров позиционирует их как сообщество борцов с агрессивными дикими собаками и людьми, занимающимися прикормом и защитой этих собак.
Антидогхантеры - общественное движение людей, возмущенных таким аморальным явлением, как догхантеры, и совершаемыми ими преступлениями. Это охотники на догхантеров, то есть людей, убивающих животных из садистских побуждений, чаще всего оправдывающих свои отклонения бредовыми идеями. Антидогхантеры используют исключительно законные и эффективные методы, активно сотрудничают с правоохранительными органами, органами государственной власти, общественными и коммерческими организациями.