Почему не читают наши дети, и стоило ли возвращать в школы выпускное сочинение? Наряду с вопросами политики и экономики пылко обсуждаются последствия нововведений в области образования. В конце очередного учебного года «ГиГ» предоставил возможность высказаться по острой теме железногорским педагогам. Так почему все-таки современные дети не читают? На эти и другие вопросы отвечает завуч лицея 102, учитель литературы Татьяна Белешникова.
- Татьяна Евгеньевна, не секрет, что школьный предмет «литература» после отмены выпускного сочинения был оттеснен на одно из последних мест в среднем образовании.
- Самый больной вопрос последних лет – дети перестали читать. Но я не думаю, что произошло это оттого, что в свое время отменили выпускное сочинение. Интерес к чтению потеряли и взрослые – некогда самая читающая в мире страна вдруг перестала читать! В 2009 году академик Сергей Капица ужасался, что 35% россиян, судя по соцопросу ВЦИОМ, не читают книг вообще. Сегодня ситуация, наверное, еще драматичнее. Почему так происходит? Ссылка на то, что читать сегодня просто некогда, поскольку нужно обеспечивать себя и свою семью, не выдерживает никакой критики. Люди работали много и раньше, но время на книги у них всегда оставалось. Поколение, которое не знает ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным, утверждал академик Капица. Он, кстати, еще несколько лет назад предупреждал, что из России делают страну дураков. Этот вывод абсолютно логичен, ведь потребности нечитающих людей сводятся всего лишь к минимуму. Нас, преподавателей литературы, тревожит данная ситуация, и особенно то, что пока мы не видим из нее выхода.
Мой опыт показывает, что проблема не решается простыми способами, в том числе насильственными. Задача учителя литературы – привить любовь к чтению и воспитать думающего человека. Но если ребенок дома не видит маму и папу с книгой, то вряд ли чтение станет для него удовольствием, а потом и жизненной необходимостью. Школьный учитель – лишь заложник данной ситуации, но заниматься на уроках просто пересказом сюжетов произведений не хочется. Поэтому мы бьемся в поисках разных путей к детским душам, по которым должна войти великая сила русской литературы.
- Если люди не читают, то неизбежно должен обрушиться издательский рынок. Тем не менее, он процветает – выходят новые книги, различные книжные ярмарки привлекают большое внимание покупателей. Как объяснить этот парадокс?
- Книгоиздание и книготорговля действительно очень прибыльное дело. Но нужно понимать, что основной удельный вес издаваемой литературы сегодня принадлежит так называемому масслиту. Фэнтези, детективы, любовные и авантюрные романы, конечно, имеют право на жизнь. Вся детективная литература, к примеру, идет от классиков жанра Эдгара По, Рекса Стаута. Читать их нужно, ведь когда ребенок прочтет ту же книгу, что и взрослый, то они смогут говорить на одном языке. Другое дело, как то, что мы читаем, влияет на ум и душу. По данным ВЦИОМ, главным писателем 2014 года россияне вновь назвали Дарью Донцову, написавшую 165 романов, больше десятка сценариев и пять кулинарных книг. На мой взгляд, этот факт отчетливо показывает, насколько сегодня плачевна ситуация с литературой.
- Давайте вернемся к школе. В нынешнем учебном году одиннадцатиклассникам впервые пришлось писать сочинение в качестве допуска к ЕГЭ. Как вы считаете, есть ли в этом необходимость?
- Мы прекрасно понимаем, как родилась эта форма контроля.
- Как? Помнится, идею вернуть сочинение в школу продвигала вдова Солженицина.
- Об этом и речь. Может, сама идея и неплохая, только внедряли ее наспех, не продумав последствия. Нужно понимать, что старая методическая система, когда школьников учили писать сочинение постепенно, начиная с младших классов, уже давно сломана. Наши дети давно не пишут сочинения, потому что появились новые формы контроля. И вдруг от них потребовали создать серьезный связный письменный текст и объявили, что от результата данной работы зависит, допустят или не допустят к другим экзаменам. Три осенних месяца на уроках литературы одиннадцатиклассников интенсивно обучали методике написания сочинения определенного формата, вместо того чтобы давать курс предмета.
Темы сочинений - это отдельный разговор. Выпускникам предлагалось, по сути, написать эссе, то есть показать свое умение рассуждать и аргументировать выводы примерами из литературы. Предполагается, что все молодые люди к окончанию школы могут свободно изъяснять свои мысли, причем не только устно, но и на бумаге. Хотя еще в советской - читающей школе - так называемые свободные темы выпускного сочинения отваживались брать далеко не многие. А если учесть, что на ЕГЭ по русскому языку тоже нужно написать сочинение, только другого вида, то будет понятно, в каких жестких условиях оказались выпускники. Сложно сказать, сколько было затрачено усилий педагогами, чтобы в условиях цейтнота справиться с ситуацией. В итоге сочинение мы одолели. Правда, нескольким ребятам в городе пришлось его переписывать. Работу им зачли. Но если бы они опять не справились, то писали бы в третий и в четвертый раз.
- Зачем тогда нужно сочинение, если по факту от него ничего не зависит?
- Утрата сочинения – это большая ошибка, которая произошла в постреформенной школе. Конечно, то классическое сочинение, что писали несколько поколений выпускников, возможно, возвращать и не стоит. Нужно научить правильно выражать свои мысли на бумаге, поскольку устная речь никогда не заменит классическую письменную. Однако данный вид работы требует серьезного подхода, ответственности и организации, поэтому вводить сочинение нужно было не кавалерийским натиском и не в нынешнем выпуске. Начинать готовиться к сочинению лучше в средних классах. Но, похоже, что сами создатели и проводники нововведения не до конца понимают, к чему они стремятся: буквально через неделю после сочинения мы получили письмо об изменениях. Прошла еще одна неделя – и опять изменения. Сейчас на дворе май, а мы не знаем никаких тематических направлений на осень 2015-го. Если опять все станет известно только к началу нового учебного года, то дети и педагоги окажутся в точно такой же ситуации, как и нынче. И для чего это все делается, непонятно. Самое обидное, что многие вузы могут и не рассматривать сочинения и не давать за него абитуриентам дополнительных баллов.
- В школе литературные произведения разбирают по косточкам. Мне кажется, именно это препарирование и отбивает у детей охоту к чтению.
- На мой взгляд, главное предназначение учителя литературы - помочь подростку увидеть в произведении общечеловеческий смысл. Но сегодня самое слабое место в преподавании литературы - живая трактовка классики. Мы должны воспитать читателя, который из четырех томов «Войны и мира» что-то возьмет для себя в современную жизнь.
- Нынешние ученики читают все четыре тома «Войны и мира»? И раньше-то этот огромный объем редко кто из школьников одолевал.
- Мы читаем роман постепенно, по главам. Говорим на уроках не только о силе русского духа и о роли личности в истории, но и о человеческом счастье, о любви, о семейных принципах толстовских семей. И заключаем все большим разговором: «По каким принципам вы хотели бы построить свою семью?» Конечно, весь роман читают не все ученики, и это нормально, ведь Лев Толстой писал книгу не для подростков. Не всем школьникам по силам освоить серьезные произведения полностью, порой бывает достаточно, чтобы о них рассказали сверстники. Например, даже взрослому человеку тяжело читать книгу Светланы Алексиевич «Последние свидетели. Соло для детского голоса». В сборник вошли 100 рассказов, записанных по воспоминаниям людей, кому в годы войны было от 2 до 12 лет. Я посчитала необходимым познакомить с этой книгой своих учеников, но понимала, что вероятность того, что они смогут ее прочитать, минимальная. Я и сама осилила ее в три приема, поскольку это произведение нельзя читать без слез. Выбрала для каждого ученика 26 рассказов. Дети прочувствовали эти истории и рассказали их друг другу. Многие на уроке плакали.
- Ваше отношение к современной трактовке классических литературных произведений в кино и театре?
- Я - убежденный консерватор. Считаю, что две профессии – педагоги и врачи - должны быть консервативны. Я опасаюсь смотреть у современных режиссеров классические пьесы. Не хочу увидеть шекспировского герцога в кожаном плаще, а его свиту в драных колготах и шортах. Не понимаю, зачем пушкинских Онегина и Ларину переносить в чеховскую эпоху. Я не вижу убедительных аргументов в подобном осовременивании классики. Мы со школьниками недавно посмотрели новый фильм «А зори здесь тихие». Признаюсь, шла я в кинотеатр с большой долей сомнения. Моя подруга, видевшая киноленту раньше, сказала, что фильм должен детям понравиться, особенно если они не видели старую версию. Мои ученики уже читали повесть Бориса Васильева, смотрели фильм Ростоцкого и даже фрагменты из китайского сериала. «А может, и ничего, Татьяна Евгеньевна, там тоже актеры хорошие», - успокаивали меня ребята. Возможно, у каждого поколения должны быть свои «А зори здесь тихие…»
- Отношение в обществе к школьному учителю в последние десятилетия сильно изменилось.
- Мы смотрели и телесериал «Школа», и «Географ глобус пропил». Впечатления в обоих случаях гнетущие. Мы в такой школе не работаем! И ни в одной школе Железногорска того, что показано в этих фильмах, нет. Однажды в нашем лицее на экскурсии побывали французы, сотрудничающие с ИСС. Гостей просто провели по школе, показали, как проходят уроки. И знаете, что больше всего их впечатлило? «Вы смогли сохранить дистанцию между учителем и учеником, уважение к преподавателям, чего давно нет в наших школах», - отметили французы, - пожалуйста, сохраняйте это как можно дольше».
беседовала Марина СИНЮТИНА