Год назад у нас в редакции появилась идея провести круглый стол, посвященный футбольным делам, но тогда не срослось. Начался новый чемпионат. «Атом» успел провести две встречи. Обе закончились поражением для нашей команды - достойным от «Тотема» и разгромным от ДЮСШ «Енисей». Обсудить состояние дел главной футбольной команды города собрались за круглым столом руководитель отдела по физкультуре и спорту администрации города Валерий Суханов, директор ДЮСШ «Смена» Константин Камалтынов, председатель Федерации футбола города Игорь Аверин и главный судья чемпионата города по футболу Виктор Хандожко.
- Оставим в стороне скандалы в ФИФА и займемся своими делами. Для начала я вас попрошу оценить общее состояние городского футбола.
Суханов: Считаю, что футбол у нас находится в достаточно хорошем состоянии. Это самый любимый вид спорта в Железногорске, имеющий богатые традиции. Множество спортсменов уже воспитано, и результаты наших команд находятся на высоком уровне. «Енисей» - один из лидеров краевого мини-футбола, «Атом» в большом футболе, кроме последнего спада, также был среди лидеров. В ДЮСШ «Смена» работают 6 тренеров, и во всех проектах они выступают достаточно хорошо. Женский футбол развивается в городе - если вы помните, команда «Сибирячка» была призером страны.
- Тогда переходим на другой уровень. При всей любви к народной игре, последние результаты «Атома» не радуют совсем. Две встречи - два поражения, и если с «Тотемом» проигрыш был с минимальным счетом 0:1, то получить от ДЮСШ «Енисей» 8 безответных мячей - это вообще-то называется разгромом. Команда не смогла набрать 10 человек, чтобы выйти на поле….
Суханов: Я считаю, что в спорте всякое бывает, и сборная России проигрывала португальцам.
- Не думаю, что в ДЮСШ много португальцев. Талантливые ребята – да, но 8:0…
Аверин: Константину Камалтынову, наверное, тяжелее всего будет ответить, он как бы ответственный за это дело. Я же считаю, тут и стечение обстоятельств, и общая тенденция. К сожалению, коммерциализация этого вида спорта даже на уровне краевых соревнований идет вперед. И в условиях современных секвестирований некоторые команды смогли усилиться. То, что в «Енисее» талантливая молодежь, это вы правы. При комплектации «Атом» находился в очень сложном положении, такая же ситуация и во всем российском футболе. Вы знаете, что сейчас суперлига до сих пор не знает, сколько у нее будет команд по мини-футболу? А до старта чуть больше двух месяцев. Так же и у нас. Мы очень ограничены в возможностях привлечения новых спортсменов для усиления, так называемых легионеров. А что касается своих ребят, то они просто еще не вошли в игровой ритм, не поняли своей задачи, не осознали ответственности за спортивную честь города.
- «Атом» уже отмечался выходами в неполном составе, но в прошлом году мы все-таки одолели Лесосибирск. На «Енисей» нас уже не хватает.
Камалтынов: Давайте сразу договоримся, что современные лидеры чемпионата края - «ЛСИ», «Реставрация» и «Ачинск» - все вместе взятые не выиграли столько, сколько «Атом» с начала этого века. Просто пробежимся по датам. 2001 г. - 4 место, 2003-2004 гг. - 1 место, 2005 г. - третье, 2006-2008 гг. - первое, 2009-2010 гг. - второе, 2011 гг. – четвертое, 2012 г. – третье, 2013 г. – четвертое, а в 2014-м нас и настиг провал, когда клуб проигрывал 0:13 и 1:14. У боксеров это называется «стеклянный подбородок» - это когда спортсмен один раз пропустил удар, а дальше падает от любого удара. В прошлом году «Атом» играл со стеклянным подбородком. Надеюсь, что в нынешнем сезоне мы этот страх преодолеем. Но команда собралась только 5 мая. Коллектив со своими проблемами. Допустили ошибку, отказавшись от участия в мини-футбольном турнире. Остались без игровой практики. И первые тренировки провели за 10 дней до начала чемпионата. Начали притирку друг к другу, у всех свои амбиции, буду - не буду. Не забываем, что финансирование у «Атома» - бюджетное, и, как все подобные клубы, он пребывает в сложной ситуации. А если мы взглянем на лидеров чемпионата, это все команды частные, что у Пировского района, что «Реставрация», «Тотем» и«Формула».
- Насколько я знаю, бюджетная команда Зеленогорска схлопнулась в прошлом году, и эта же судьба ждет, видимо, всех остальных.
Камалтынов: У Шарыпово те же проблемы, правда, у них суточные в два раза больше, чем у нас. Единственное исключение - Ачинск. Команда бюджетная, но очень хорошо снабжается.
Суханов: Точной информации нет, но, похоже, игроки находятся на ставках спортсменов-инструкторов. Вероятно, «Роснефть» тоже там помогает, недаром клуб называется «Ачинск-Роснефть». У нас таких ставок нет. Мы платим только то, что можем по бюджетному кодексу.
Камалтынов: В любом случае, сейчас необходимо заново создавать команду. Репутация «Атома» уничтожена. Есть люди, которые не хотят играть и которым это не надо. Будем разговаривать, будем расставаться. Омолодим команду. Возможно, первое время не будет результата, но зато получим новый сплоченный коллектив, который будет понимать, какие задачи на него возлагаются.
Суханов: Я считаю, что потенциал есть. Первая игра с «Тотемом» показала, что бороться мы можем на равных. Могли и сами забить.
Камалтынов: Естественно, мы проанализировали свою первую игру. Не хватает нам многого. В обороне мы действовали надежно, гол, кстати, был вне игры. Ошибка арбитра чистая. Есть проблема с вратарями, линия атаки оставляет желать лучшего, но все-таки мы играем. Формой нас обеспечивают, деньгами поддерживают, как могут.
Суханов: Пятая часть спортивного бюджета города идет на футбол. В этом году мы постараемся подтянуть спонсоров, предварительные договоренности уже есть.
Камалтынов: Так что мы еще сможем дозаявиться с 1 июля.
Хандожко: Вы обратите внимание, наши школьники по своим возрастам выступают очень успешно. Ездят на Сибирь, на Россию, а потом оказывается, что за город выступать некому. Дома остается один-два игрока, остальные исчезают. Максимум, если кто-то засветится в красноярской команде.
Камалтынов: Отбор - это важнейшая вещь. Талантливые дети в городе есть. У нас уже появилось такое понятие, как футбольный генофонд. Поколение Добрычевых есть в городе, Ивановых и много других. Второй важнейший момент – это переход из юниорского во взрослый футбол, про что говорит Виктор, и я с ним согласен. Мало наших воспитанников цепляется городскими клубами. Мы сейчас и по телевизору часто слышим: «Не надо нам результатов, дайте нам игрока!»
Хандожко: Сегодня жалуются, что некому играть в городе. В прошлом году выпустила «Смена» шесть человек. Кто их отследил, куда они ушли? Хорошо, я троих увидел в «Атланте» - подобрали. Где еще три?
Аверин: Давайте так. Все выпускники контролируются городскими клубами еще во время учебы. И «Пентар», и «Бастион», и «Спартак».
Хандожко: Да ну? В лучшем случае «Пентар» контролирует.
Аверин: В моем, например, понимании, системную ошибку допускает даже не Железногорск, а край. У вас, Константин Валерьевич, сколько ребят играет в командах мастеров? Человек пять по всей России? Допустим, спортсмен не попал в «Металлург», и его подхватывают на большой земле. Устраивают с учебой, работой - естественно, молодежь уезжает. Ни мы, ни Красноярск не можем предложить ничего подобного. «Енисей» такими силами не обладает и не может предложить конкурирующие условия. Вот и получается, что выпускники спортивных школ уезжают. И это лучшие!
Хандожко: Уходят один–два, а остается еще шестеро. Они школу закончили, и их никто не контролирует. Нет системы пополнения команд!
Аверин: Любой руководитель городской команды заинтересован в них и приглашает. А если они не приходят, значит, либо нет желания, либо нет стимула. Я просто скажу: кто может привести пример, чтобы выпускник пришел в команду, а его оттуда выгнали? Нет таких примеров.
Хандожко: Он никуда не приходит, этот выпускник. Нужна система подхвата.
Аверин: Драфт?
Хандожко: Может быть! Вот мы собираемся перед сезоном, у Константина Валерьевича есть список выпускников, которые окончили школу. Они либо остались в городе, либо учатся в Красноярске, и их мы можем использовать в качестве пополнения.
Суханов: Константин Валерьевич, может, действительно сделать анализ? Не каждый год бывает урожайным, случается, что и выпуска нет. Как тренер сработал.
Камалтынов: Еще в 98 году, когда я сюда приехал, в чемпионате играли команды типа «Волны», которые были сформированы по принципу клубов по месту жительства. И я сказал Михал Палычу Билыку - ну что за «Волна», пусть будет называться «Хозторг». Минусов не вижу, а плюсы будут. Где пяток мячей купят, когда и форму подарят. Потом появился клуб «Пентар». Сейчас - пожалуйста, «Атлант» действует. Но при этом давайте сразу договоримся: если один тренер растил своих игроков, то с какой радости он их выставит на драфт для других клубов?..
- Что ждет железногорских болельщиков в этом году во внутреннем чемпионате?
Хандожко: Коллегиально было принято принципиальное решение не ограничивать число легионеров. Команды могут привозить хоть 25 человек из края. Только они должны быть сразу в первой заявке обозначены. Хотя я хотел бы, чтобы были ограничения. Но пока первые игры показывают, что принципиально это расстановку сил в чемпионате не изменило.
Камалтынов: Я думаю, что главная идея была – улучшить зрелищность. Я бы лично хотел, чтобы больше привозили! Очень достойно никого не использовать. Но сегодня ходят смотреть на Петрова в «Бастионе». На Гончарова. Потому что игра с ними совсем другая.
Аверин: Допустите на чемпионат сборную Сосновоборска, и у нас все команды потеряют половину игроков.
Хандожко: По большому счету, в чемпионате ничего не изменилось. Как и было - четыре команды: «Пентар», «Бастион», «Октябрь» и подтягивающийся к ним «Спартак». Сейчас начал портить кровь лидерам «Строитель». Вот и все.
Беседовал Михаил МАРКОВИЧ