Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Большая экономика Егора МАЛКОВА

16 июня 2015 / Есть тема / 0
Выпускник 103 лицея Егор Малков блистал еще во время учебы в школе - побеждал в олимпиадах и на конференциях и даже получил за свои успехи стипендию Главы ЗАТО. Сейчас он в свои 24 преподает в Высшей школе экономики в Москве и совсем скоро, после окончания экзаменов у студентов, уедет в США на обучение, его приняли на PhD программу (аналог аспирантуры) в Университет Миннесоты. Исполнилась школьная мечта Егора, хотя и казалось, что это невозможно - отбор на американские программы жесток, да и внешнеполитическая ситуация не совсем располагает.

Недавно Малков приезжал в Железногорск, чтобы навестить школу, напоследок прогуляться по родным улицам, а также встретиться с нынешними старшеклассниками и сказать им: «Нет ничего невозможного - главное, верьте в свои силы и не сдавайтесь». «ГиГ» также не отказался от возможности пообщаться с талантливым земляком.

Родом из детства

Во время учебы в лицее Егор любил, когда приезжали выпускники прошлых лет, поступившие в вузы Москвы или Санкт-Петербурга, рассказывали о своей жизни на Большой земле, делились опытом и советами. Теперь Малков и сам выступил в такой роли - он побывал в нескольких железногорских школах и пообщался со старшеклассниками. Говорил о поступлении в университет, о важности самоопределения и выбора подходящей профессии, о том, что не нужно бояться пробовать себя в разных областях и нацеливаться на то, что поначалу кажется невыполнимым.

- Мой путь к экономике начинался нестандартно, - признается Егор. - Наша семья в 1998-м не смогла переехать из общежития. Мы собирались купить квартиру, уже договорились о цене, но буквально за несколько дней рубль сильно девальвировался, и нам подняли цену. Так я впервые столкнулся с макроэкономикой, хоть и не понимал этого. Тогда мне просто было обидно и в то же время любопытно, почему на свете случаются такие вещи.

Поступление на экономический факультет ВШЭ, по словам Малкова, - тоже, скорее, воля случая. Экономику в его школе не преподавали, и ученик вообще не имел о предмете никакого представления, пока родители не купили ему в 8 классе книгу Игоря Липсица «Экономика». До знакомства с этим учебником Егор мечтал стать кардиологом, хотя в его семье никогда не было медиков. После поступления старшего сына в Высшую школу экономики Малковы переехали в Москву. Решение не было спонтанным - семья давно хотела перебраться поближе к бабушкам и дедушкам.

Когда Егор начал учиться, главным стимулом для него поначалу было нежелание вылететь из университета - степень отсева студентов в ВШЭ оказалась высокая. Видимо, сперепугу, смеется Малков, он завершил свой первый семестр первым в рейтинге, то есть стал лучшим среди первокурсников своего факультета. Тем не менее, учиться было сложно. Сейчас, говорит, уже не так - требования за прошедшие семь лет стали заметно мягче, да и студенты уже не те - то ли уровень образования в целом падает, то ли новое поколение заниматься не хочет. Приходят абитуриенты с высокими баллами за ЕГЭ, с дипломами победителей олимпиад, и даже у них обнаруживаются огромные пробелы.

Куда податься с дипломом «Вышки»?

Многие скептически относятся к новоиспеченным экономистам (как и юристам) - мол, куда они со своими дипломами потом пойдут? Варианты есть, перечисляет Егор: во-первых, работа в госорганах, министерствах, во-вторых, можно устроиться в международную компанию или банк. Также существует и третья дорожка, почему-то наименее популярная, - академическая деятельность, то есть работа в университете. До 3 курса Малков был уверен, что выберет второй путь: стабильная работа в большой компании, хорошая зарплата, успех, устроенная сытая жизнь… А потом понял, что труд экономиста в любой, даже самой продвинутой международной организации, больше напоминает рутину - это по-прежнему работа ради отчета, некого документа по итогам месяца, квартала, года. Сдал такой документ - начинай сначала. И так по кругу. Многих бы это устроило, но Малкову в жизни не хватало творчества. Так вышло, что талантами к музыке или рисованию природа его не одарила, хоть и дала острый ум аналитика.
- В какой-то момент я пришел к выводу, что реализовать мою внутреннюю потребность мне поможет именно академическая, научная деятельность, - вспоминает Егор. - Что-то изучать, совершать открытия, создавать новые теории - это и есть творчество.

На 3 курсе он начал подрабатывать учебным ассистентом в своем вузе - помогал преподавателям составлять контрольные работы, проверять домашние задания, проводить экзамены и зачеты. Как настоящий экономист, оценив все риски, Малков решил - почему бы не попробовать? Попытка ничего не будет ему стоить, издержки нулевые, а если не понравится - всегда можно заняться чем-то еще. Но Егору понравилась и сама деятельность ассистента, и университетская среда в качестве рабочего пространства – ведь вокруг столько умных и интересных людей! Уже в магистратуре ему предложили вести занятия самому. Вот тут-то он и оказался по-настоящему в своей стихии, студенты сразу полюбили молодого, интересного, хотя и немного строгого лектора, он даже заработал в 2013 и 2014 годах звание лучшего преподавателя ВШЭ.

- В этом году я параллельно учил школьников, захотелось иметь и такой опыт, - говорит Егор. - Пришлось даже как-то вести курсы повышения квалификации у преподавателей региональных университетов. Поначалу было непривычно слышать от взрослых теть и дядь, некоторые из которых меня вдвое старше: «Извините за опоздание, можно войти?», хотя я и сам вчерашний студент.

Здравствуй, Америка!

Но все-таки для Малкова на первом месте всегда будут исследования, преподавание - это, скорее, приятное дополнение к научной деятельности. Поэтому Егор принял решение не ограничиваться магистратурой и получать образование дальше.

- К сожалению, российская академическая экономика отстает лет на 20 от западной, поэтому я весь учебный год параллельно с преподаванием занимался поступлением в аспирантуру в США, - говорит Егор. -  Выбрал вуз своей мечты - Университет Миннесоты, он известен тем, что очень силен в макроэкономике, а это как раз моя область. Мне интересна экономика в масштабах государства и мира. Мы, макроэкономисты, изучаем, какую политику должны проводить центральные банки, что происходит с валютными курсами, с инфляцией, как на экономику влияет безработица и т.д. Это все очень актуально сегодня, особенно если вспомнить, что не так давно был мировой финансовый кризис. А кризисы - вещь нерегулярная, никто не знает, когда нагрянет следующий.

В этом университете Малков сможет поработать с лучшими в мире профессорами-макроэкономистами, а еще там учится его лучший друг по ВШЭ, поступивший годом ранее. Шансы пробиться, признается Егор, у него были невелики: каждый год в аспирантуру Университета Миннесоты берут максимум 1 русского - квота такая жесткая, потому что очень много желающих из разных стран. Если учесть, сколько сильных и талантливых русских ежегодно подают туда документы … То он просто счастливчик!

Учиться предстоит 5 лет (в США нет градации кандидат-доктор наук, там сразу получают докторскую степень), причем платно, но даже здесь есть выход. Можно, к примеру, получить грант, который покроет и стоимость обучения, и расходы на проживание. Но взамен аспирант обязуется с первого же года преподавать у американских студентов. За возможность получать стипендию, сравнимую с нормальной зарплатой, - совсем небольшая плата, уверен Егор. К тому же у него есть соответствующий опыт, он не раз читал и слушал лекции на английском языке, выступал на международных конференциях, общался с иностранными коллегами. Проблем в общении не ожидается и на этот раз, несмотря на политическую ситуацию.

- Американцы относятся к русским дружелюбно - вся эта вражда между нами пропагандируется на уровне правительств и нисколько не мешает простым смертным общаться без предрассудков, - отмечает Малков. - Так что я с нетерпением и предвкушением жду этого нового этапа в моей жизни и карьере!

***
Старшеклассники и их родители переживают, в какой вуз поступать, какую профессию, выбрать, где больше перспектив, какая работа даст нормальный заработок и т.д. Егор Малков с опытом кое-что понял, и поделился своими выводами на встрече с железногорскими учениками:
- Если любишь свое дело и собираешься стать в нем профессионалом, то материальное благополучие так или иначе тебя найдет, - уверяет он. - В России много людей с дипломами самых разных направлений, но хороших специалистов все-таки не хватает. Иметь диплом и иметь голову на плечах - разные вещи. Поэтому профессионалы всегда будут востребованы. Становитесь профессионалами, работайте над своим уровнем, совершенствуйтесь - и будет вам и богатство, и успех.

Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА

Егор Малков о российской экономике:
- Благоприятную среду для экономического роста создают институты, то есть «правила игры», принятые в экономике и обществе, - это защита прав собственности, наличие гражданских свобод, верховенство закона, подотчетность власти, честные суды и т.д. Институты способствуют привлечению инвестиций, стимулируют предпринимательскую деятельность. Главная проблема в России, препятствие для динамичного экономического роста - именно плохие институты.

Университетские достижения Малкова: лауреат премии «Золотая Вышка-2012», лучший преподаватель 2013 и 2014 гг., обладатель гранта факультета экономики в 2014-2015 учебном году, получатель стипендии OxfordRussiaFund в 2010-2013 гг. и повышенной академической стипендии в 2011-2014 гг., лауреат премии «Высшая проба: Alumni 2012».
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения