Поражает удивительная способность некоторых этносов к сохранению идентичности. Именно эта способность обеспечила их выживание на протяжении многих веков даже в состоянии рассеяния. К таким этносам можно в первую очередь отнести армян, евреев, цыган, в известной степени – китайцев. Об этом и о многом другом рассуждает выпускница железногорской гимназии № 91 Софья Глазунова, а ныне студентка Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (Санкт-Петербург).
Эти народы смогли пережить многие государства, подданными которых они были на протяжении многих столетий. И в истории этих этносов прослеживаются общие черты (образа жизни, позиционирования по отношению к другим народам), что позволяет говорить о существовании неких этнозащитных механизмов, [Абрамян, 2005], позволяющие сохранить этнос, несмотря на бедствия, рассеяния, отсутствие государственности и т.п.
Чаще всего выделяется ряд сходств между армянами и евреями: максимальная дисперсность, экономическая предприимчивость, социальная замкнутость. [Халмухамедов, 1999]. Подчеркивается роль религии, не совпадающей в диаспоре с принимающей культурой, не позволяя полностью ассимилироваться. [Абрамян, 2005]
В данной работе предпринята попытка систематизации таких факторов, обеспечивающих самосохранение этноса. Можно говорить об основных группах таких факторов: (1) культура (религия, традиции, обычаи, художественное творчество), (2) язык (включая своеобразие письменности), (3) торгово-хозяйственная активность, (4) трагическая историческая память насилия над этносом (геноцид, систематические преследования), (5) утраченная (иногда восстановленная) государственность.
Согласно нашей гипотезе, все упомянутые этносы мобилизуются, выживают благодаря вышеперечисленным группам защитных механизмов. Рассмотрим каждый из этих факторов.
Культура
Культура, как система порождения, хранения и воспроизводства социального опыта [Лотман, 1992; Тульчинский, 2014], включает в себя такие язык, религия, образование, художественное творчество и другие формальные и неформальные институты, которые формируют ценности, нормы, правила, обычаи, представления, способствующие социализации личности, формированию ее идентичности, сопричастности этносу. [Лихачев, 1994] Культура обычно возникает в привязке к территории проживания, «кормящему ландшафту» [Гумилев], в который «вписывается этнос, и с утратой такой территории культура утрачивается или ассимилируется. Однако исторический опыт данных этносов демонстрирует возможность сохранения культуры в рассеянии.
Так, в случае еврейского этноса во многом именно иудаизм с его установкой на богоизбранность помогал переживать угнетение и насилие. Не случайно во многих языках представители этого народа называются иудеями (judaic). О содержании иудаизма мы знаем благодаря Устной и Письменной Торе, ее устным и письменным трактовкам. Многие столетия евреи хранят древние заветы: празднуют Песах, Хануку; соблюдают Субботу, Кошрут; посещают синагогу и др. Даже при утрате собственно религиозного смысла традиций, они сохраняются в обычаях, регламентирующих повседневность. [Носенко-Гольдштейн, 2014]
В религии евреев нет единого источника авторитета, власти; в то время как в религии армян есть глава духовенства – им является Католикос. Армянская церковь – одна из древних и уникальных церквей, имеющая отличие, как от византийского православия, так и от римского католицизма. Католикосат долгое время олицетворяет единство верховной и духовной власти для армянских диаспор, тем самым являясь этнозащитным механизмом для общин в периоды отсутствия государственности [Абрамян, 2005].
Китайцы представляют собой самый многочисленный и самый мультикультурный этнос в мире. Даосизм, буддизм (включая чань и ламаизм), конфуцианство создали неповторимую систему философско-нравственных учений, основам которых китайцы следовали и следуют, несмотря на рассеянность по всему миру и коммунистическую идеологию в КНР, маоиссткую «культурную революцию». Со временем власти КНР пришли к пониманию того, что религия является одним из сильных этномобилизующих консолидирующих социум факторов, помогающих осуществлению модернизации. [Помозова, 2009]
В отличие от вышеперечисленных этносов цыгане не обладают какой-либо единой религией и не следуют философско-нравственным учениям. Чаще всего им, как и другим этносам приходится ассимилироваться в принимающее общество, принимать их религию, что также касается и языка: зачастую цыганский язык перенимает слова из общепринятого языка большинства. И все же цыганская идентичность, своеобразие цыганской культуры сохраняются и позволяют четко идентифицировать цыган, отличать их от других этносов. Так в исторических источниках упоминается, что еще 5-6 столетий назад цыгане занимались: гаданиями, дрессировкой животных, кузнечном делом и др. [Череповский, 2006] Институт брака у цыган [Цветков, Смирнова-Сеславинская, 2009], цыганский народный костюм [Свириденко, Мироненко, 2012], наконец цыганская песня [Неклюдов, 1997] – все это позволяет отличать цыганский этнос в любом месте проживания.
Язык и письменность
У языка и письменности многих рассматриваемых этносов наблюдаются резко выраженные древность, неизменность, что позволяют армянским, еврейским и китайским общинам не ассимилироваться полностью в принимающее общество, поддерживая идентичность этносов в рассеянии.
Так, первые упоминания на иврите относятся к 10 веку до н.э. Он долгое время считался «мертвым» языком и использовался только в священных текстах, связывая евреев из разных стран. К моменту образования Израиля 11 миллионов евреев из 16 разговаривали на идише [Эпштейн, 2007]. При создании государства Израиль иврит получил статус официального языка и принудительно все евреи в Израиле должны были разговаривать на возрожденном и адаптированном иврите. Возрождение иврита является уникальным проектом, не имеющим прецедентов.
Армянский алфавит был придуман в 406 году учёным и священником Маштоцем. Алфавит состоял из 36 букв из которых 7 - гласные звуки, а 29 - согласные. С тех пор армянский алфавит существует без изменений, сохраняя уникальность армянской письменности.
Уникальная китайская иероглифическая письменность насчитывает более 2000 лет. За счет письма и чтения она обеспечивала культурное единство китайцев, говорящих на множестве диалектов. И в настоящее время китайская письменность и единый литературный язык «вэньянь» – символ культурного единства китайцев.[Корсун, 2008]
Цыганский язык относится к группе новоиндийских языков. Пройдя долгий путь, цыганский язык вобрал в себя многие европейские слова, диалекты. Цыганский язык, прежде всего – устный язык, что делает его сложным для исследования и имеет огромное количество диалектов, в зависимости от территории, где проживают цыгане.
Торгово-хозяйственная деятельность
Торговля – один из главных видов деятельности армян, евреев, китайцев и цыган. Сельскохозяйственные, животноводческие этносы, оказываясь в рассеянии, в культурной и конфессионально чуждой, а то и враждебной среде, вплоть до прямых запретов на владение недвижимостью. Поэтому, чтобы выжить и сохраниться, они были вынуждены активно заниматься коммерческой деятельностью.
Так упоминания о еврейской торговле датируются еще 9 веком, есть свидетельства о еврейских купцах - раданитах, которые вели свою торговую деятельность на просторах Шелкового пути. Одновременно, успех торговли евреев духами, шелком, специями и др. был обусловлен наличием большого количества еврейских общин в разных странах.
Не менее активна и предприимчива армянская диаспора в России, Европе, Бирме, США. [А. Халмухамедов, 1999]
Об экономической предприимчивости цыган слагаются легенды. Н.Шкунов утверждает, что именно у цыган в кризисные 80е-90е годы можно было купить необходимые для жизни товары: мыло, шампунь и т.д. [Шкунов, 2010] Цыганские поселения всегда располагаются вблизи крупных торговых центров и торговых путей. К предпринимательству можно отнести и цыганские гадания – все это различные способы выживания.
Китайская торговля насчитывает более 2-х десятков веков. Долгое время Китай был сельскохозяйственным обществом, основными товарами для торговли у китайских купцов были: чай, соль, хлопок, шелк. И китайцы за пределами Поднебесной (хуацяо), особенно в Юго-Восточной Азии всегда образовывали предпринимательскую элиту. Экономическая предприимчивость китайцев прослеживается и в государственных масштабах в современном обществе. И в бурном развитии экономики Китая, особенно на начальных стадиях существенную роль сыграли хуацяо.
Трагедия этносов
Практически все рассеянные на протяжении истории подвергались массовым этническим чисткам, гонениям. Представители армян, евреев, цыган подвергались массовому геноциду со стороны других народов. Геноцид играет важнейшую роль в исторической памяти его жертв. Это не только глубокая травма конкретного социума, но и мощный фактор формирования национального самосознания. И это не только память о страшном насилии и великих жертвах, но и о Героях, противостоявших врагу, являя примеры героизма и победительности. [Тульчинский, 2015]. Примеры самых жестоких геноцидов относятся именно к рассматриваемым этносам, которые смогли выжить на протяжении многих веков.
Ярчайшим примером трагедии этноса является – Холокост, унесший миллионы еврейских жизней, не только отразилась в исторической памяти евреев. Создание государства Израиль во многом является стремлением еврейского этноса не допустить нового Холокоста. [Эпштейн, 2009]
Цыгане также числились в нацистских списках истребления. Во время цыганского геноцида было уничтожено несколько сотен тысяч цыган. Политика цыганского геноцида долгое время замалчивалась в Советском Союзе. Поэтому память о массовых репрессиях сохранялась лишь в семьях - исторических носителях геноцида. Для исследователей существовала другая проблема, в отличие от Холокоста большинство жертв-цыган остались неизвестными. [Бессонов, 2007]. Сейчас в мировой практике мы можем наблюдать возрождении памяти жертв цыганского геноцида, так на Украине издали постановление «О праздновании Международного дня Холокоста ромов», в том числе для того, чтобы выяснить точное количество и имена жертв цыганского геноцида.
Вторая мировая война стала также трагедией для китайского этноса, который понес наибольшие потери в ходе войны с японцами, жертвами которой стали десятки миллионов китайцев. Только во время Нанкинскойя резни японцами были убиты тысячи мирных китайских граждан.
Армянский геноцид, осуществленный турками в конце 19-начале 20 веков, унес жизни более 2-х миллионов армян. Тема геноцида злободневна для армянского этноса, она пережила трансформацию и, после замалчивания геноцида армян в Турции в советское время, после сумгаитской резни на закате СССР, геноцид все чаще ассоциируют с проблемой Нагорного Карабаха.
Таким образом, геноцид, применяемый к различным этносам, формирует историческую память, помогая сохранить идентичность в периоды замалчивания (армяне и цыгане в СССР), а в еврейском случае помогая сформировать институт, который бы защищал этнос от массовых репрессий – государство Израиль.
Государственность
Евреями свято чтилась и чтится память государства в Земле Обетованной, утраченного Храма. Культ этих святынь после создания государства Израиль служит источником многих конфликтов с палестинскими мусульманами. Даже само создание Израиля оспаривается фундаменталистским раввинатом, полагающим, что иудейское государство может быть создано только мессией.
Армения – первое в мировой истории христианское государство. С утратой государственности, как уже отмечалось, духовным и моральным центром армян выступал Католикос . С созданием армянского государства в составе СССР, а с его распадом - созданием самостоятельной государственности Армения выступает центром притяжения и поддержки (экономической, финансовой, лоббистской, культуральной) армян со всего мира.
Китайская государственность – Поднебесная – уникальный исторический феномен империи, которая однажды возникнув, из истории никогда не уходившей.
Цыгане – в этом ряду уникальны именно отсутствием государственности на протяжении всей своей истории. Возможно, что это обстоятельство подчеркивает различную степень важности этнозащитных факторов.
Заключение
Мы рассмотрели 5 групп этнозащитных факторов, способствующих сохранению идентичности этносов. У всех рассматриваемых этносов наблюдалось воздействие культурных факторов в виде влияния религии, сохранения языка и письменности. Фактор торгово-хозяйственной активности обеспечивал выживание в принимающих обществах. Память трагедии помогала мобилизации протии Общего врага. Результаты обзора сведены в Табл.1
Табл.1
№ группы | Этносы / Механизмы | Евреи | Армяне | Цыгане | Китайцы |
1 | Культура | + | + | + | + |
2 | Язык и письменность | + | + | - | + |
3 | Хозяйств.-торговая деятельность | + | + | + | + |
4 | Трагедия этноса | + | + | + | + |
5 | Память государственности | + | + | - | + |
Таким образом, сформулированная в начале работы гипотеза, в основном, подтвердилась. Кроме того, используя качественный метод концептуального анализа ассоциаций [Палеева, 2010], связанных с этносами, было проведено пилотное исследование среди группы студентов из 30 человек. Респондентам предлагалось назвать 5 ассоциаций связанных с определенным этносом. В Табл. 2 представлены наиболее популярные ассоциации студентов, каждую из ассоциаций мы можем соотнести с той или иной группой из пяти выделенных факторов.
Табл.2
Евреи | Армяне | Цыгане | Китайцы |
Ассоциации | Фактор | Ассоциации | Фактор | Ассоциац. | Фактор | Ассоциации | Фактор |
Ханука | 1 | шашлык | 1 | рубашка | 1 | порох | 3 |
пейс | 1 | фрукты | 3 | конь | 1 | чай | 1 |
Холокост | 4 | христианство | 1 | гитара | 1 | made in | 3 |
деньги | 3 | геноцид | 4 | цепь | 3 | Конфуций | 1 |
иврит | 2 | Карабах | 4 | гадания | 1 | иероглифы | 2 |
Фактор государственности проявился косвенно, пожалуй, только относительно китайцев (made in) и армян (Карабах). Но этот фактор важен для самосознания этноса. При внешней оценке (идентификации, но не идентичности) он не релевантен.
Дальнейший анализ может быть связан с определением специфических весов выделенных факторов, что позволит еще более конкретизировать представления об этнозащитных механизмах.
С.М.Глазунова, Г.Л.Тульчинский