В исследовании предлагается качественная оценка персональных законопроектов 9 наиболее активных в 2013 году петербургских депутатов. Рассматривая качество законопроектов с точки зрения отношений «власть-общество», исследователь пытается выяснить, как тематика законопроектов соотносится с реальными проблемами горожан, выражающихся в тематике обращений в законодательный орган.
Так среди тем законопроектов депутатов оказались: реструктурирование государственной власти, регулирование сферы административных правонарушений, регулирование философско-нравственных ценностей. Тогда как среди тем обращений граждан: преступность, социальная политика, вопросы ЖКХ. Для глубокой оценки данного несоответствия была предложена модель оценки качества, которая представляла собой: ранжирование тематики обращений в ЗС по 10-балльной шкале и соотнесение с тематикой законопроектов депутатов.
В заключении делается вывод о качестве инициатив петербургских депутатов, и о том, как это соотносится с их высокой публичной и законотворческой активностью.
Ключевые слова: качество законопроектов, отношения «власть-общество», публичная активность, законотворческая активность.
Исследование качества законопроектов депутатов является следствием возникшей дискуссии о том, как измерить эффективность деятельности депутатов. Так в 2014 году в Санкт-Петербурге c помощью ряда крупных СМИ возник широкий общественный резонанс. Резонанс связан с предложением перевести петербургских депутатов, которые работают сейчас на профессиональной основе, на работу на общественных началах. Такая практика распространенна в России, тем не менее, для перехода требуется тщательная количественная и качественная оценка деятельности депутатов.
Ранее автором данной статьи предлагалась количественная оценка деятельности депутатов. [Глазунова, 2015,]. Предложенна модель основывается на методе, предложенном американским политологом Дж. Пейном [Payne, 1980, 435], который выделил типы политиков согласно измерению их публичной и законотворческой активности. В результате измерений количества персонально выдвинутых законопроектов в 2013 году, а также количества упоминаний в СМИ, образовалась модель определяющих принадлежность депутата к тому или иному типу политиков: высокая законодательная активность- высокая публичная активность, высокая законодательная активность (ЗА)- низкая публичная активность (ПА), высокая ПА -низкая ЗА и низкая ПА- низкая ЗА [Глазунова, 2015,]. Результаты измерений представлены в табл.1.
Табл.1
| Высокая ЗА | Низкая ЗА |
Высокая ПА | Милонов , Вишневский, Резник, Ковалев, Никешин, Шишкина, Кобринский, Анохин, Яковлев | В. Макаров, Явлинский, Галкина Кривенченко |
Низкая ПА | А. Макаров, Анденко, Гатчин, Дмитриев, Киселева, Воронцов, Трохманенко, Комолова, Нотяг, Мельникова, Коровин, Иванова, Соловьев | Антипов, Бакулин, Васильев, Волчек, Высоцкий, Горшечников, Дроздов, Егорова, Захаренкова. Косткина, Кущак, Ларионов, Ложечко, Мартыненко, Марченко, Медведев, Нестерова, Палин, Рахова, Седейкине. Смирнов, Солтан, Сухенко, Шатуновский |
В результате измерений 9 депутатов оказались наиболее активными, как в публичной деятельности, так и в законотворческой (ими принималось наибольшее количество законопроектов). Тем не менее, данных измерений недостаточно для оценки эффективности деятельности депутатов, учитывая, что главной целью законодателей в демократическом обществе является представление интересов горожан. В этой связи требуется качественная оценка законопроектов депутатов. Для измерений были взяты законопроекты 9 наиболее активных депутатов (высокая ЗА- высокая ПА).
Вопрос качества нормативно-правовых документов относится к области юридической науки. Он рассматривается такими исследователями как: Ю. Алмаева, Е. Сырых, В. Власов, В. Прозоров и др. Существует несколько подходов к определению качества законопроектов. Первый подход, определяется, как «технологический», он оценивает, насколько закон максимально соответствует всем формально принятым процедурам законодательного процесса. Или же сюда можно отнести соответствие целей закона и результатов его применения. Второй подход «социологический», в котором исследователи оценивают, насколько закон отвечает социальным, экономическим и другим проблемам в обществе, направлен ли закон на их решение.
Приверженцы первого подхода рассматривают закон с точки зрения правовой теории и области правоприменения. К основным признакам закона с юридической точки зрения относят: регулирование наиболее устойчивых отношений в обществе, принятие закона уполномоченными на то инстанциями (государственными органы, референдум и др.), а также особый порядок принятия закона, высшая юридическая сила и др.[Сырых, 2000 , 127]. А. Шадже упоминает такие важные характеристики качественного закона, как: ясность изложения целей и средств закона, доступностью языка и полной инкорпорацией закона в правовую систему [Шадже, 2007]. Данные характеристики могут многое сказать об авторе закона, об уровне его правового образования. Такой аспект как язык закона может повысить эффективность его применения, так как абстрактные формулировки в законе могут привести к неправильной трактовке и далее в ошибках правоприменения. Но данный аспект не учитывает цели и последствия применения закона в обществе.
То же касается и формулы «цели-средства-результат». В законе могут быть обозначены цели, а также средства для его выполнения, формально может быть выполнен результат, например, увеличение нормы выплаты штрафа за какое-то правонарушение, но в действительности правонарушений меньше от этого не становится, и проблема не остается решенной.
В своей работе мы будем оценивать качество законопроекта с точки зрения отношений «власть-общество». Исследуя проблему соотношения технологического и социологического подходов в определении качества законов, наиболее точным является определение Ю. Алмаевой, которое предполагает, что «качество закона - это совокупность свойств, признаков, обусловливающих способность закона оказывать положительное воздействие на подлежащие регулированию общественные отношения в соответствии с предназначением закона, не оставляющая возможности предпочтения одной правовой нормы другой или одного толкования закона – другому, а также содержащая эффективный механизм реализации правовых норм» [Алмаева, 2009, 11]. Данный вид качества тесно связан с целеполаганием и влиянием на общественное мнение. Цели в нашем исследовании будут восприниматься как проблемы, которые волнуют горожан Санкт-Петербурга больше всего, и решением которых являются законопроекты депутатов.
Существуют многочисленные данные опросов, какие проблемы волнуют горожан или россиян на текущий момент. Среди популярных ответов: преступность, инфляция, безработица. Задача законодателей, если считать их работу как представление и решение проблем избирателей, создавать такие законопроекты, которые бы пытались решить данные проблемы.
Как законодатель узнает о таких проблемах? Здесь возникает понятие обратной связи, которая подразумевает не только реакцию общества на уже принятые законы, но и реакцию депутатов на обращения избирателей. Так в Санкт-Петербургском парламенте существует официальная форма обращения к своему депутату, в письменной или электронной форме на официальном сайте ЗС СПб. Кроме того, избиратели могут приходить на депутатские слушания или же другие публичные слушания в ходе обсуждения законопроектов.
Также о существующих проблемах депутат может узнать из СМИ, кроме регулярных обращений жителей с проблемами в газеты и на телевидение, СМИ часто публикуют данные социологических опросов, которые выявляют общую картину дня.
Мы будем сравнивать тематику предложенных законопроектов с тематикой обращений граждан в ЗС, такие данные ежегодно формируются силами пресс-службы ЗС и публикуются на официальном сайте, с указанием тематики, количества обращений, аудитории и др.
Законопроекты депутатов
Для того, чтобы сузить круг исследования мы будем изучать законотворчество депутатов с высокими показателями законодательной активности и публичной активности, это 9 депутатов. Будет учитываться тематика законопроектов 9 депутатов за 2013 год (тематика депутатских запросов учитываться не будет), при этом будут рассматриваться не все законопроекты, а только некоторые типы. Темы будут сравниваться с рейтингом основных общественных проблем за 2013 год.
Определение тех законопроектов, которые должны учитываться, как нацеленные на решение проблем в обществе происходило с помощью эксперта аппарата руководителя фракции «Справедливой России» А. Ковалева - А. Карпова. Выявилось, что неформально не все типы законотворческих инициатив подходят для исследования на уровне парламента. Всего типов законопроектов выделялось 4:
- Проекты региональных законов, отвечающих основным требованиям и зачастую запросам в обществе. Пример: Проект закона Санкт-Петербурга от 13.05.2013 N 3026 «О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О расчетной единице"». В таких проектах можно выделить основную тематику, на что направлен законопроект, чаще всего это отражается в названии самих законопроектов.
- Проекты-обращения, обращения к представителям исполнительной власти региона, страны и другим представителям власти. Чаще такие обращения составляются группой депутатов, но даже если данный документ принят, реальных действий от адресата может не последовать. Пример названия такого проекта: Проект постановления ЗС Санкт-Петербурга от 04.03.2013 «Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву». Такие проекты не позволяют выявить предмет регулирования – а значит невозможно оценить их действие на общество.
- Проекты федеральных законов. Данный тип относится к проекту закона, но вероятность их принятия на уровне Государственной Думы минимальна, в нижней палате Парламента РФ много субъектов законотворческой инициативы помимо региональных депутатов. Чаще всего петербургские депутаты привлекаются в качестве экспертов по тому или иному законопроекту. Пример названия такого законопроекта: Проект постановления ЗС Санкт-Петербурга от 15.10.2010 N 7160, «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона "О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации"».
- Другие законопроекты, сюда отнесем законы, не обладающие явной тематической направленностью, и не отвечающих проблемам общества, среди которых: законопроекты о выражении недоверия исполнительной власти, о награждении звания «почетный гражданин» и др., организационные вопросы ЗС.
Таким образом, нам предстоит оценить вид юридических актов с выраженной тематикой: проекты региональных законов, которые отвечают проблемам социума.
Рассмотрим основную тематику их законопроектов. Результаты в табл.2.
Табл.2
Депутат | Общее кол-во законопроектов | Кол-во проектов законов | Тематика |
Анохин А. | 14 | 5 | Административные правонарушения |
Вишневский Б. | 13 | 6 | Исполнительная власть, местное самоуправление, градостроительство, административные правонарушения, общественные собрания |
Кобринский А. | 13 | 3 | Исполнительная власть, градостроительство, административные правонарушения |
Ковалев А. | 4 | 2 | Образование, государственная служба |
Милонов В. | 50 | 19 | Памятные даты СПб, административные правонарушения, психологическая помощь, нравственное и духовное развитие, законы о «рекламе», налогообложение, охрана здоровья, правопорядок |
Никешин С. | 12 | 12 | Градостроительство, Устав СПБ, бюджет, звание «почетный гражданин». |
Резник М. | 13 | 7 | Образование, административные правонарушения, культура, устав СПб, |
Шишкина М. | 11 | 6 | Административные правонарушения, культура, социальная политика, Устав СПб, земельный вопрос, |
Яковлев М. | 12 | 11 | Коррупция, местное самоуправление, государственная служба, социальная политика |
Согласно результатам таблицы наиболее частыми стали законопроекты в сфере административных правонарушений, это законопроекты, которые увеличивают санкции, штрафы за административные правонарушения горожан. Тем самым одной из форм ответа на проблемы в обществе законодателей – это не решение, а запрет, увеличение штрафа. Такая форма ответа на проблемы социума априори порождает все большее количество законопроектов. Примером тому может быть проблема с алкоголизмом, в Петербурге и в России за последнее время появилось большое количество постановлений, законопроектов, увеличивающих штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним, сокращающим период продажи алкоголя, запрещающим продавать алкоголь на первых этажах жилых домов и т.д. Тем самым увеличивается количество законопроектов, но эффект от такого закона спорный: проблема может так и не решиться. Из 9 депутатов с наиболее высокими показателями рейтингов, 6 принимали законы в сфере административных правонарушений.
Множество законопроектов принималось в сфере исполнительной власти, гражданской службы, местного самоуправления. Реформирование власти косвенно относится к проблемам общества, но зачастую отвечает скорее запросам власти. Если мы посмотрим на тематику обращений в ЗС, вопросы о работе исполнительной власти несоизмеримы с вопросами о работе самого ЗС. Что говорит о то, что данная проблема инициирована и нацелена на запросы власти.
Обращения граждан
Данные об обращения граждан публикуются на официальном сайте ЗС СПб, в них указывается подробно тематика обращений, количество обращений и сколько ответов было сделано на эти обращения в целом.
Опираясь на количество и тематику обращений к депутатам за год можно составить рейтинг проблем, наиболее волнующих горожан. Наиболее острые проблемы мы поделили на блоки, по которым было наибольшее количество обращений. Таких блоков насчитывается 5 в 2013 году.
Проблема | Количество обращений | Баллы |
Градостроительство: Вопросы жилья+ Вопросы ремонта и эксплуатации жилищного фонда+строительство | 3846 | 5 |
Социальная политика: Вопросы социальной политики+образование +здравоохранение | 2542 | 4 |
ЖКХ: Вопросы жилищно-коммунального хозяйства | 1980 | 3 |
Работа ЗС: Вопросы работы законодательных органов | 1419 | 2 |
Преступность: Вопросы обеспечения законности и правопорядка | 1291 | 1 |
Среди наиболее волнующих вопросов горожан – вопросы ЖКХ, вопросы социальной политики (социальная политика, вопросы образования и здравоохранения), вопросы градостроительства (ремонта и эксплуатации жилищного фонда, проблемы жилья, строительства) вопросы работы Законодательного Собрания (жалобы, благодарности, инициативы) и др. Данные проблемы были ранжированы по степени их значимости от 5 до 1 балла соответственно.
Далее соотнесем тематику законопроектов депутатов и количество баллов соответственно. При этом измерим 2 показателя качества: количество проектов региональных законов из общего числа законопроектов в %, и количество баллов соответственно тематике.
Табл.3.
Депутат | Общее кол-во законопроектов | Кол-во проектов законов | тематика | Количество проектов региональных законов в % | Соответствие проблемам общества, баллы |
Яковлев М. | 12 | 11 | Коррупция, местное самоуправление, государственная служба, социальная политика: поддержка детей- сирот | 91 | 4 |
Шишкина М. | 11 | 6 | Административные правонарушения, культура: контроль исполнительной власти, социальная политика: образование, поддержка малоимущих семей; Устав СПб, земельный вопрос | 54 | 1+4+5+2=12 |
Вишневский Б. | 13 | 6 | Исполнительная власть, местное самоуправление, градостроительство, коррупция, административные правонарушения, общественные собрания | 46 | 5+1=6 |
Милонов В. | 50 | 19 | Памятные даты СПб, административные правонарушения, психологическая помощь, нравственное и духовное развитие, законы о «рекламе», налогообложение, охрана здоровья, правопорядок | 38 | 1 |
Кобринский А. | 13 | 3 | Исполнительная власть, градостроительство, административные правонарушения | 23 | 1+5=6 |
Ковалев А. | 4 | 2 | Образование, государственная служба | 50 | 4 |
Резник М. | 13 | 7 | Образование, административные правонарушения, культура: контроль исполнительной власти; устав СПб | 53 | 4+1+2=7 |
Анохин А. | 14 | 5 | Административные правонарушения | 35 | 1 |
Никешин С. | 12 | 12 | Градостроительство, Устав СПБ, бюджет. | 100 | 5+2=7 |
Ниже представлен рейтинг депутатов согласно баллам за качество законопроектов.
Табл.4
Место в рейтинге | Депутат | Количество баллов |
1 | Шишкина М. | 12 |
2 | Никешин С. | 7 |
3 | Резник М. | 7 |
4 | Вишневский Б. | 6 |
4 | Кобринский А. | 6 |
5 | Яковлев М. | 4 |
5 | Ковалев А. | 4 |
6 | Милонов В. | 1 |
6 | Анохин А. | 1 |
Итак, мы прорейтинговали депутатов с высокой публичной и законотворческой активностью согласно качеству их законопроектов, которые по нашему мнению должны быть направлены на решение социально-экономических, культурных проблем. Лидерами стали три депутата из фракций: «СР», «Яблоко», «ЕР». Большинство депутатов обладают средними значениями, и 2 депутата с самыми низкими значением.
Лидер рейтинга – Марина Шишкина, ее законопроекты затрагивают практически все блоки проблем горожан, за исключением вопросов ЖКХ. Нужно сказать, что никто из депутатов не затрагивал тему ЖКХ в своих законопроектах.
Отдельно стоит отметить законодательную инициативу В. Милонова, направленную на регулирование моральных и философских категорий: в официальных нормотворческих документах появляются такие спорные темы как нравственное и духовное развитие, психическое здоровье и др. Попытка депутатом регулировать философские категории и личную жизнь горожан принимает все большие масштабы и для этого он обладает полномочиями, так как занимает должность председателя комитета по законодательству, через который проходят и одобряются все законодательные инициативы парламента. Тем самым такие законы дают повод для обсуждения в СМИ.
Среди тематики законопроектов депутатов наиболее острая проблема – это проблема градостроительства. 3 депутата предлагали проекты законов по данной теме. Данный блок проблем, включает в себя вопросы жилья, строительства, земельного вопроса. Есть категория депутатов, которые обращаются к вопросам градостроительства, но скорее к теме сохранения культурного наследия в Санкт-Петербурге, это такие депутаты как: А. Ковалев и Б. Вишневский.
Таким образом, рассмотрев рейтинги по качеству законопроектов, мы можем соотнести их с высокой публичной и законотворческой активностью депутатов и сделать вывод о том, что далеко не всегда высокая ЗА и ПА является свидетельством качественной работы депутатов. Как видно, далеко не все депутаты стараются решить общественные проблемы, вследствие чего появляется гипотеза, что активные депутаты заняты созданием и совершенствованием запрещающих норм, реструктурированием государственной власти, и даже регулированием философско-нравственных реалий общества.
При этом не всеми депутатами учитывается одна из острых проблем для горожан – социальная политика и вопросы ЖКХ. Существует и другая гипотеза, что для решения общественных проблем, депутаты пользуются другими, неофициальными методами, тогда встает вопрос об эффективности законодательства. Данные гипотезы требуют обоснования, как в теоретическом, так и эмпирическом плане.
Софья ГЛАЗУНОВА, магистрант НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)