Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Теория сырьевого проклятия: случай России

5 марта 2015 / Есть тема / 2
Данный исследовательский обзор выпускницы железногорской гимназии № 91 Софьи Глазуновой, посвящен феномену сырьевого проклятья во времена СССР, Перестройки и современной России. Автор оспаривает тезис, что сырьевое проклятье сопровождается усилением авторитарных тенденций в богатых нефтью или газом государствах. Рассматривая различные политические режимы в истории России, автор соотносит их с серьезными экономическими кризисами, вызванными, в том числе падением цен на нефть. 

Нынешняя экономическая ситуация в стране обнажает слабые места проводимой в России экономической политики. Крупнейшие российские экономические кризисы возникают именно тогда, когда катастрофически падают цены на нефть, что свидетельствует о том, что российская экономика по-прежнему зависима от сырьевых ресурсов.

Понятие «сырьевого проклятия», в 1993 году введенное Ричардом Аути, подразумевает, что страны, обладающие богатыми сырьевыми ресурсами, имеют тенденцию к низкому экономическому росту, нежели те, кто ими не обладает [Auti, 2002]. C политологической точки зрения важен другой аспект сырьевого проклятия: зачастую, страны, которые максимально используют природную ренту – недемократические, отличаются авторитарным стилем правления, способствуют развитию коррупции и экономической стагнации. В исследовании рассматривается вопрос, попадает ли Россия в зону ресурсного проклятия или она представляет собой особый случай? Является ли нынешняя экономическая ситуация лишь продолжением ресурсного проклятья России или существуют более глубокие структурные причины? В исследовательских кругах ведется широкая дискуссия на этот счет.

Истоки ресурсного проклятья

Обнаружение залежей природных ресурсов очень часто имеет обратную сторону для большинства стран. С одной стороны – это резкий приток иностранной валюты в страну, неслучайно возникло понятие «нефтедоллары». С другой стороны,  страдают более продуктивные сектора экономики стран, которые могли бы обеспечить национальный доход страны без природной ренты.

Ресурсы - это исчерпаемый источник богатства, который имеет свойство заканчиваться.  На международном рынке, существуют институты, которые регулируют или ограничивают добычу тех или иных ресурсов. К таким органам можно отнести ОПЕК, который с помощью своих политических решений определяет мировые цены на нефть. В частности, последний кризис российской валюты был предопределен решением не сокращать добычу нефти на мировом рынке.

Возвращаясь к истокам сырьевого проклятия, классическим примером данного феномена называют «Эффект Гронингена» или «Голландская болезнь».  Открытие Голландией газового месторождения привело к увеличению финансовых потоков в страну, тем не менее, значительно выросла инфляция и безработица в стране,  рост доходов значительно замедлился.
Эффект от данного феномена  имеет краткосрочный характер для экономики страны. Существует определенный набор внешних и внутренних экономических факторов, которые могут приостановить постоянный доход с природной ренты.

Ресурсное проклятье имеет свои эффекты и на политическую систему страны. Как уже упоминалось, зачастую это страны с недемократическим правлением. В таких странах возникает борьба за природную ренту между различными группами интересов, что приводит к Гражданским войнам (в странах Африки, Ближний Восток) или же наоборот монополия над природными ресурсами порождает коррупцию в стране, оффшоризации экономики (Нигерия, Россия?). А.Н. Щербак в своем исследовании «ресурсного проклятья» говорит  о том, что политические институты в стране являются неким фильтром, через которое проходит нефтяное богатство [Щербак, 2008]. Страны с сильными политическими институтами способны превратить ресурсное богатство для страны в дар.

Примерами могут послужить Норвегия и США, которые обладают большим количеством ресурсов, но способны не только экспортировать их, а также и эффективно развивать другие сектора экономики. Существование таких примеров свидетельствует о том, что дело не в «проклятье» как таковом, а эффективном управлении, которое позволяет не «проседать» экономике, когда ресурсной ренты нет.  О секрете Американского чуда рассказывает исследователь Майкл Росс: американское правительство не владеет большинством природных ресурсов страны, ими владеют частные компании [Ross, 2001]. Но является ли это частью по преодолению проклятья, и стоит ли России брать пример с США?

Исследование Майкла Росса

Одним из теоретиков ресурсного проклятья является Майкл Росс. В своей статье «Does Oil Hinder Democracy?» он пытается выяснить, является ли нефть препятствием на пути к демократии, и не наносит ли она ущерб больше бедным странам, чем богатым. [Ross, 2001]
Автор выделяет 3 причинно-следственных механизма зависимости большого количества нефти и усиления авторитарных тенденций:
  • Эффект давления: наращивание силового «пояса», «пояса» безопасности для оказания давления на население.
  • Эффект рантье: низкие налоговые ставки в сочетании с большими расходами для давления на демократию
  • Эффект модернизации: в условиях легкого и большого заработка на нефти, население отказывается переходить на работу в промышленный сектор.
Но эти механизмы касаются больше нефтедобывающих стран, нежели стран с минеральными ресурсами, где не наблюдается эффект давления и не всегда наблюдается эффект модернизации.

Росс говорит о том, что в побочные эффекты ресурсного проклятья теперь входит не только снижение темпов экономического роста и повышение вероятности начала  гражданской войны, но также и  появление авторитаризма. Отсутствие при таких условиях систему сдержек противовесов позволяет правительству быть подотчётным гражданам меньше  и распределять ресурсы в своих личных нуждах (в том числе политических). К одной из таких стран приписывают Россию.

К странам, не сумевшим справиться с ресурсным проклятьем, Росс относит: Колумбию, Судан, Нигерию и др. Одним из выходов преодоления проклятья Росс предлагает эффективное управление: сокращение объёмов нефтяных доходов, переход на альтернативные источники доходов, как например энергетика, цены на которую не так зависимы от ситуации на международном рынке и обеспечивают стабильный доход.

Рассмотрим данные теории на примере нефтяной зависимости в СССР.

Добыча нефти и газа в СССР

Основные нефтеперерабатывающие заводы России были построены в период с 1945 по 1965 г. Большинство этих заводов функционируют и сейчас. Строительство заводов в СССР отвечало двум главным критериям: близость к району потребления нефтепродуктов и минимальные затраты на транспортировку.

Максимальные показатели по добыче нефти в СССР были в 1987 году, тогда добывалось более 600 млн. тонн нефти. Тем не менее, СССР прежде всего индустриальная страна с плановой экономикой, до определенных пор нефть не играла в стране большого значения. Поворотным моментом стало правление Л. Брежнева или «Эпоха застоя». Именно тогда практически в 3 раза выросли объемы добычи нефти, из-за освоения месторождений Западной Сибири. Увеличилась также добыча газа, в совокупности с нефтяным бумом 1970х годов, когда страны ОПЕК заявили об эмбарго экспорта нефти для западных стран, и в игру вступил СССР, в страну начали поступать «нефтедоллары».

Как это отразилось на экономике и политике страны? Период правления Брежнева называют «Эпохой застоя»: в экономическом секторе наблюдалась большая зависимость от сырьевых ресурсов, не проводились серьезные экономические реформы, страдало сельское хозяйство и другие сектора экономики. На экспортные деньги от нефти и газа приобреталась сельхоз продукция, товары народного потребления. То же касалось и политики, значительно вырос уровень коррупции – по Россу непременный атрибут «сырьевого проклятья». Проявляется и усиление авторитарных тенденций, именно в этот период преследуется инакомыслие, возникает диссидентское движение. Кроме того геронтократия в руководстве страны обнажила нежелание и неспособность проводить какие-либо экономические реформы в остальных секторах экономики и после обвала цен на нефть в 80х  страна оказалась в глубоком экономическом кризисе.

Существует радикальная точка зрения, что именно зависимость от сырьевых ресурсов привела к распаду СССР. Мы склонны не принимать такую точку зрения за истину, так как к распаду СССР привели более глубокие, структурные социальные, экономические и политические проблемы.
Возвращаясь к вопросу «ресурсного проклятья», в Советском Союзе на лицо были проявления проклятья: усиление авторитарных тенденций после Хрущевской «Оттепели»; увеличение уровня коррупции, геронтократии; возможно, существовала негласная борьба за ресурсы в кругах партийной элиты. Это способствовало экономическому кризису, застою в остальных секторах экономики и даже кризису в политической сфере.

Ресурсное проклятье в 90-е годы

Профессор политологии и международных отношений в Кентском университете Ричард Саква утверждает, что России досталось непростое наследство государства-монополиста и командной экономики [Саква, 2010]. В своей работе «Сырьевой сектор России: экономика контроля и политика ренты» Саква исследует российскую политику ренты на протяжении 90-х, 2000-х годов.
Слабость государственной власти в 90-е годы позволила наиболее предприимчивым бизнесменам или по-другому олигархам приватизировать наиболее «лакомые куски» сырьевой ренты.

Саква утверждает, что в 90-е годы нефть позволила поддерживать так называемую «виртуальную экономику», характеризующуюся долгами по зарплате, бартерными сделками, в то же самое время цены на энергоносители поддерживались на низком уровне.  Из-за слабости государственной власти, крупному бизнесу, в том числе и в сырьевой промышленности удалось стать политической элитой и диктовать свои условия власти. Ярчайший пример этому вторая предвыборная кампания Ельцина, которая благодаря участию бизнес-структур, оказалась успешной, несмотря на предполагаемый провал.

Как бизнес в одночасье смог оказаться у руля? Одной из причин можно назвать залоговые аукционы 1995 года. Произошла фиктивная процедура приватизации, благодаря которым пакеты акций многих крупных компаний оказались в руках у банков. Государство под залог акций брало кредиты у крупных банков, но деньги не возвращались, таким образом, крупные нефтяные и металлургические компании остались в частных руках. Если посмотреть на список компаний, то большая часть из них являются нефтяными компаниями: Лукойл, Сиданко (сейчас ТНК-BP), ЮКОС, Сибнефть, Сургутнефтегаз, Нафта-Москва. По оценкам Счётной палаты в 2004 году, аукционы были проведены по сильно заниженным ценам, и носили фиктивный характер. О фиктивности говорили спустя время сами владельцы акций: Ходорковский, Березовский.
Тем не менее, какая выгода была для государства от практически раздаренных сырьевых ниш? Отвечают на этот вопрос сами политики: А. Чубайс выразил общую мысль политической элиты того времени: без залоговых аукционов, тогдашнее правительство проиграло бы выборы коммунистам, кроме того, проиграл бы выборы Ельцин, рейтинг доверия к которому упал перед вторыми выборами. Получается, что «распил» нефтяных компаний между бизнесом - это плата за отсутствие коммунизма в стране? Напрашивается и другой вывод, после распада СССР, нефть является мерилом власти, кто ею обладает, тот и «правит бал». Этот вывод подтверждается и тем, что пришедший к власти В. Путин, осознав угрозу со стороны сырьевого бизнеса, «расставил все точки над i» на знаменитом «шашлычном соглашении», где представителям крупного бизнеса объяснили новые правила игры: бизнес без вмешательства в политику. Те, кто не следовал этим принципам далее, как например, глава ЮКОСА, попадали в опалу, а имущество получали государственные нефтяные компании.

До 98 года ситуация характеризовалась либерализацией экономики и политики, появился плюрализм мнений, который нашел отражение в первой и второй Государственной Думе. Во время перестройки экономики на рыночные рельсы, нефть являлась «спасательным кругом» для экономики страны в целом и тот, кто ею обладал, получал власть в стране.

Что касается усиления авторитарных тенденций, в политике до прихода В. Путина мы наблюдали обратную картину, государственная власть была слаба и пыталась удержать статус quo благодаря имеющимся в стране ресурсам. Но кризис 98 года снова обнажил зависимость российской экономики от сырьевого рынка. После обвала цен на нефть в 1998 году в стране был объявлен дефолт, курс российской валюты упал, банковская система оказалась в упадке. На лицо снова признаки сырьевого проклятья.

Нефть в 90х– это спутник общего  экономического и политического кризисов в стране. Неудачная экономическая политика, фиктивная приватизация, страх руководства потерять власть – все это вылилось в кризис 1998 года. В этот период не наблюдалось авторитарного давления и нельзя сказать, что нефть разрушала демократию, по сравнению с периодом СССР . Хотя от обладания ею определялись основные игроки на политической арене. Приход к власти В. Путина расставил приоритеты в отношении к сырьевому богатству страны и ее обладателям.

Ресурсное проклятье с 2000-х

После «шашлычного соглашения» ситуация в отношении нефтяных гигантов изменилась. Государство взяло инициативу сырьевой  монополии на себя. Политической элите пришлось договариваться с основными нефтяными регионами страны, а именно Северный Кавказ: Чечня, Татарстан, Башкортостан. Путем финансирования из центра  и наделением негласного особого статуса регионов, правительство убило сразу двух зайцев: нефтяной приток денег, а также обеспечение победы на выборах путем практически 100% голосования за правящую партию.
Российская экономика достигла своего расцвета в 2004 году, именно тогда зафиксированы высокие цены на нефть. Этот же год знаменован громким процессом над нефтяной компанией ЮКОС и ее руководством. Компании, что образовалась в результате залоговых аукционов.  Ричард Саква уделяет большое внимание делу ЮКОСа [Саква, 2010]. Государству, по его мнению, удалось деприватизировать отданную ренту. При этом не изменилось направление сырьевой зависимости, но изменился контекст от борьбы олигархов за сырьевой ресурс к борьбе внутри политической структуры режима.

С течением времени нефть и газ стали инструментом внешней политики. Так современные политические конфликты с участием России доказывают, что ресурсы являются оружием в арсенале российских угроз. Так происходило с Украиной, которую грозились отключить от газа в случае политической нелояльности к Москве. В данный момент Украина гасит долг за газ на средства, выделенные ей международными валютными структурами.

Политический режим в России в 2000-е годы характеризуется как электоральный авторитаризм. [Голосов, 2008] В условиях такого режима выборы играют первостепенную роль, так как обеспечивают внутриполитическую и международную легитимацию власти. [Гельман, 2012]. В отличие от первых выборов в Государственную Думу политическая элита в 2000х пытается с помощью электоральных механизмов удержать власть, при этом сохраняя видимую конкуренцию для легитимации власти. В данный период времени можно говорить об откате к авторитарным тенденциям.

В 2014 году в связи с ситуацией на Украине, экономическими санкциями со стороны Запада, падением цен на нефть, а также другими факторами в России опять наблюдаются признаки экономического кризиса. Рубль ослабел по отношению доллару и евро, многие сектора экономики оказались в кризисе, так например, серьезные проблемы испытывает строительный рынок, где все строящиеся объекты заморожены до улучшения экономической ситуации в стране. Инфляция в 2014 году достигла рекордных показателей с 2008 года (когда тоже наблюдался экономический кризис) – 11,4%. И многими исследователями предлагаются не самые оптимистичные сценарии для развития экономической ситуации в стране.

Случай России и сценарии развития

Так имеет ли место в России сырьевое проклятие? Являются ли 3 экономических кризиса подтверждением сырьевого проклятья? Что стоит ожидать от политической и экономической ситуации в стране? Если на смену придет новая политическая элита, будет ли она учитывать прошлые ошибки? Эти вопросами сейчас задаются не просто исследователи, но и простые граждане. Россия вновь стоит на пороге переломного момента, от силы и воли политической элиты зависит дальнейшая судьба экономики и ее уклад. Пока что мы наблюдаем те же меры, что и в 1998 году, это касается политики Центробанка и поведения политического лидера. ЦБ отказывается от поддержания курса рубля, повышена ставка рефинансирования, растут ставки по потребительским кредитам. На пресс-конференции В. Путина в декабре 2014 года не прозвучало каких-либо серьезных и стратегических мер для улучшения экономической ситуации в стране. Циклическое повторение событий вновь возвращает нас к истокам сырьевого проклятия.

Ричард Саква в своей работе приводит мнения исследователей, что Российский случай – самобытен. Майкл Эльман утверждал, что Россия избежала ресурсного проклятья, так как в отличие о СССР гарантирует стабильность своих экспортных поставок. Пратих Гурха говорит о том, что, несмотря на сырьевую зависимость Россия смогла перейти от командной экономики к рыночной и от авторитаризма к демократии и теперь опять движется к авторитаризму [Саква, 2010]. 

А. Н. Щербак в своей работе «Нефтяное проклятие» политического развития» утверждает, что Россия является мягким вариантом «ресурсного проклятья» [Щербак, 2008]. Россию нельзя отнести к странам третьего мира, где могут возникнуть вооружённые конфликты из-за доступа к нефти. Тем не менее, у нее есть болевые точки, в виде нефтяных доноров на Северном Кавказе, которые в случае сокращения финансирования со стороны центра могут оказаться политической и экономической «пороховой бочкой».

Вероятно, что в России все-таки существует зависимость между экономическими кризисами и сырьевой зависимостью. Во всех трех случаях кризис начинался после обвала цен на нефть на мировом рынке. Но за это время сменилось 3 поколения власти, и ситуация менялась в сторону демократии и обратно к авторитаризму, что не позволяет нам утверждать о том, что нефть способствует авторитаризму в стране.

Исследователи предлагают несколько вариантов развития ситуации в стране в ближайшее время.
Дэниэль Трейсман, профессор политологии Калифорнийского университета еще в 2011 году предложил 4 сценария развития для российской экономики [Трейсман, 2011] :
  • Нулевой экономический рост – падение цен на сырье, эпоха «дорогих денег»
  • Падение экономического роста – связанный с падением спроса на энергетическое сырье в Европе
  • Небольшой рост экономики – поиск других покупателей для сырья кроме Запада, выход на Китайский рынок
  •  Рост экономики – связанный с иностранным инвестированием. Инвесторы будут занимать деньги в Америке и инвестировать в Россию. 
Пока что мы наблюдаем сочетание падения цен на сырье, ослабления национальной валюты, крупнейший договор на поставку газа с Китаем, который  многие аналитики склонны считать убыточным.

Таким образом, мы рассмотрели сырьевое проклятие на протяжении 3х периодов в России эпоха Застоя, 90-е и 2000е. Также увидели различные исследовательские точки зрения на феномен сырьевого проклятия в России. За последние 3 десятилетия нефть является основной статьей российского экспорта. И именно последние 3 десятилетия ознаменованы экономическими и политическими кризисами. Но цикличность экономических кризисов – это признак, прежде всего, рыночной экономики, оно в случае России не влияет на авторитарные тенденции. Сменилось 3 поколения власти, и в каждый период правление было разным (от недемократического правления в сторону демократии и обратно). Зависимость от сырьевых ресурсов может свидетельствовать, прежде всего, о неэффективном управлении экономикой.

Софья ГЛАЗУНОВА, магистрант НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
 
 
 
 
Комментарии
9 сентября 2015 / Александра Паршина
А вот реалии совершенно иные. На фоне падения цен на сырье Правительство РФ "правит" бюджет, сокращая финансирование множества важных сфер жизни. А глава "Роснефти" прогнозирует, что добыча нефти в России в обозримом будущем может быть доведена до 700 млн тонн в год (сегодня добыча не превышает 530 млн тонн). Это означает, что при наращивании добычи, стране все сложнее будет преодолевать сырьевую зависимость. Чем дальше будет отодвигаться переход от сырьевой экономики, тем сложнее его будет осуществить.... http://overworldnews.com/rudetails/09Sep2015092756.html
9 сентября 2015 / Александра Паршина
А вот реалии совершенно иные. На фоне падения цен на сырье Правительство РФ "правит" бюджет, сокращая финансирование множества важных сфер жизни. А глава "Роснефти" прогнозирует, что добыча нефти в России в обозримом будущем может быть доведена до 700 млн тонн в год (сегодня добыча не превышает 530 млн тонн). Это означает, что при наращивании добычи, стране все сложнее будет преодолевать сырьевую зависимость. Чем дальше будет отодвигаться переход от сырьевой экономики, тем сложнее его будет осуществить.... http://overworldnews.com/rudetails/09Sep2015092756.html
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения