Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Валерия ПИЧУГИНА: «Болванчиков особо и готовить не надо»

9 июля 2015 / Есть тема / 0
Школа в России в последние годы превратилась в поле для экспериментов. Яростные дискуссии по этому поводу легко объяснимы: на кону стоит будущее нашей страны. Самые серьезные споры ведутся вокруг новой концепции преподавания истории. Об этом и о других проблемах современной школы рассуждает завуч гимназии №91, учитель истории Валерия Пичугина в цикле публикаций «ГиГ» о проблемах школьного образования.

- Валерия Анатольевна, в советской школе дети учились по единым учебникам. Последние десятилетия единообразия в школьной программе по истории не существовало. Сегодня маятник качнулся в обратную сторону - учебник истории снова стал единым. Как вы относитесь к этому?

- На самом деле новый учебник истории будет не единственным. Сегодня идет речь о культурно-историческом стандарте, принятом Министерством образования РФ и утвержденном на всех уровнях. Он меняет некоторые подходы в историческом образовании. Например, возвращает к линейной системе преподавания, на мой взгляд, самой эффективной. А вся эпопея с созданием единого учебника закончилась тем, что были написаны и уже выпущены тремя издательствами, выигравшими конкурс, три содержательные линейки с 6 по 10 класс. Трактовка исторических событий в этих учебниках одинаковая, они отличаются лишь методическим аппаратом. В так называемом едином учебнике много места уделено воспитанию патриотизма, гражданской идентичности и так далее. Наверное, это правильно, другое дело, через какие ресурсы гражданство и патриотизм воспитывать. Пока то, что я вижу, вызывает много вопросов. Например, значительно расширен список героев Великой Отечественной войны, причем по национальному признаку. Но разве простое запоминание фамилий может воспитать патриотизм у детей?..
Меня настораживает появление в культурно-историческом стандарте списка тем, предполагающих единые «согласованные с политикой партии и правительства» подходы. Например, «Образование древнерусского государства», «Сталинская эпоха» или «Цена победы в Великой Отечественной войне». Каким образом по данным темам придерживаться некой единой стратегии? Давать лишь официальную точку зрения? Но ведь учебник для детей давно перестал быть единственным источником информации.
У меня был выпускник 2011 года, который по собственной инициативе подготовил сообщение о Ржевско-Вяземской операции, одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. В учебниках об этой операции сказано всего в двух предложениях. Я, конечно, знала о ней, но очень поверхностно. Мой ученик буквально раскрыл мне глаза. То есть информацию, пускай неудобную и часто расходящуюся с официальной трактовкой, сегодня скрыть практически невозможно. В этом смысле я не очень понимаю концепцию единого учебника.

- Сторонники считают, что именно плюрализм мнений при изучении российской истории привел к тому, что выпускники школ уже с трудом могут ответить на вопрос, кто с кем воевал в 1941 году. Содержание во многих изданиях не выдерживало никакой критики.

- Я спокойно относилась к большому количеству учебников, полагалась на себя и на своих коллег. Мы отбирали, на наш взгляд, самую качественную литературу. Наличие выбора я рассматривала как плюс. Кроме того, в утвержденный Минобром перечень вошли далеко не все издания, а лишь те, где авторы внесли коррективы согласно последним политическим веяниям. Некоторые учебники, на мой взгляд, исключили совершенно необоснованно. Они вполне могли стать дополнительными, ведь в них проблемные вопросы рассматривались с неожиданной стороны. Миссия нашего предмета - развитие у детей критического мышления, потому что болванчиков особо и готовить не надо. Болванчики делаются нашей окружающей действительностью автоматически. Государство всегда пыталось делать - и очень успешно - историю обслугой. В определенном смысле этот момент присутствует и в настоящее время, но мне не хочется в этой игре участвовать. Считаю, что учитель истории должен научить детей отличать пропаганду от информации, что принципиально. С другой стороны, мы прекрасно понимаем: не так уж важно, какой учебник лежит на парте, главное то, что говорит учитель, когда закрывает дверь в класс и остается один на один со своими учениками.

- Когда новые учебники по истории поступят в школы?

- В следующем учебном году. Но оснастят ими не более 15% школ России. Скорее всего, Железногорск пока их не получит, поскольку на централизованную закупку средств нет ни у субъекта федерации, ни тем более у муниципалитета. Дальше все будет зависеть от федерального финансирования. Непонятно также, смогут ли учителя выбирать из трех предложенных линеек. Сейчас мы находимся в ожидании и изучаем материалы в сети. Я против жестких заданных рамок. Учитель должен иметь свободу выбора. Но в данном случае речь идет о сумасшедших деньгах, ведь всю страну нужно «переодеть» в новые учебники с 6 по 10 класс. Мне кажется, что история с единым учебником затеяна и ради огромного госзаказа избранным издательствам.

- Сохранился ли интерес к истории у современных школьников?

 - Интерес к предмету существует, но весь вопрос в сохранении мотивации. Это проблема огромная, и она присутствует во всех школах, независимо от их уровня. Если ребенок не хочет учиться, и не только истории, заставить его очень сложно. И причина здесь не только в деградации общества, которую уже все признают. Современная молодежь страдает гедонизмом - стремится от жизни получать только наслаждение. И родители здесь зачастую нам бывают не помощники, поскольку, начиная с раннего детства, утепляют ребенка со всех сторон. Он и в школу приходит, чтобы получать удовольствие. Только ротик открывай, и тебе знания вкладывают. Более того, ты только ротик открыл, тебе за это уже хорошую оценку должны поставить. Понимание того, что труд и достижение результата через преодоление может приносить радость, на сегодняшний день есть только у единиц.

- Как родителям нынешних школьников уберечь своих детей от философии бесконечного потребления?

- Книжки нужные читать. Если не по педагогике, то хотя бы по психологии. В старшей школе советы давать уже поздно. Ребенка еще в садике, и даже раньше, необходимо приучать к самостоятельности и пониманию того, что мир - это не каждодневная сказка. Но родители считают, что ребенок еще маленький, придет время, и он все поймет и всему научится в школе. Однако наукой давным-давно доказано, что личность в своей основе закладывается до 3 лет. Конечно, корректировки возможны, если рядом оказался интересный для ребенка педагог. Но такие чудеса случаются редко. У родителей есть классическая фраза, которую мы слышали раньше в 9-10 классе. А сейчас она звучит уже в началке: «Я с ним ничего не могу сделать!» Извините, мама, папа, да я-то для него чужая тетка, что я-то тогда могу сделать? Родители относятся к школе, как к троллейбусу, в который они посадили ребенка. На конечной остановке им должны выдать умного, красивого и воспитанного молодого человека. Но так не бывает.

- Давайте поговорим о еще одной серьезной проблеме. ЕГЭ по истории в этом году, говорят, был чрезвычайно сложным. Зачем, на ваш взгляд, подвергают таким испытаниям выпускников?

- ЕГЭ, действительно, сложнее год от года. Задания сформулированы так, что ответить на них могут исключительно на очень высоком уровне подготовленные дети, обладающие самостоятельным критическим мышлением, умеющие глубоко и серьезно интерпретировать текст. То есть, один ребенок на несколько тысяч. У меня есть свое объяснение, почему итоговый тест превратился, по сути, в экзамен для студента исторического факультета. Таким способом отсеивают выпускников Сибири и Дальнего Востока. Наших детей не хотят допускать к столичным вузам. То, что задания ЕГЭ в регионах отличаются по уровню сложности, уже не секрет: страна у нас хоть и большая, но друзья и родственники живут везде. Несколько лет назад мои выпускники сравнивали свои варианты по английскому языку с Москвой. И они увидели кардинальное различие. Может быть, ситуация сегодня изменилась, но я не уверена, судя по некоторым заданиям нынешнего ЕГЭ по истории.

- Работать педагогом сегодня трудно, как никогда…

- Трудно. Особенно на цивилизационном переломе, переходе в информационное общество. Мы, учителя, часто детей не понимаем и не знаем. У них другое восприятие жизни, другие интересы, чем у их сверстников 10-15 лет назад. Конечно, можно обижаться на изменившееся время и изменившихся детей. Но педагог тоже не может стоять на месте. Например, учителя жалуются, что дети заражены вирусом интернета. Отчасти это правда. Но школьники используют всемирную сеть в основном для игр и для общения в социальных сетях.
Как-то я девятиклассникам позволила на уроке пользоваться гаджетами. Думала, вот сейчас все напишут самостоятельную работу на «отлично». Но оказалось, многие дети даже поисковиком пользоваться не умеют. Вот оно место встречи с поколением next! Современный учитель может развернуть информационные технологии во благо обучения.

- Какой вы видите школу будущего?

- Я себе с трудом представляю школу лет через 15-20, ведь самая серьезная проблема современной школы - это отсутствие смены у учителей. И я не вижу выхода из этого тупика. Основная масса педагогов во всех школах (наша гимназия не исключение) - люди среднего и старшего возраста. Те, кто уже на грани профессионального выгорания или находятся в этой стадии. Проблема отягощается тем, что на этом же отрезке времени уставших педагогов со всех сторон обложили бумагами и отчетами. С переходом на новые государственные стандарты дополнительной работы станет еще больше. Сколько под бюрократическим прессом сможет выдержать учитель?

Беседовала Марина СИНЮТИНА
---врезка1
Родители относятся к школе, как к троллейбусу, в который они посадили ребенка. На конечной остановке им должны выдать умного, красивого и воспитанного молодого человека. Но так не бывает.
---У меня есть свое объяснение, почему итоговый ЕГЭ превратился, по сути, в экзамен для студента исторического факультета. Таким способом отсеивают выпускников Сибири и Дальнего Востока. Наших детей не хотят допускать к столичным вузам.-------
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения