Среда, 25 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Заступить на вахту

23 июля 2015 / Есть тема / 0
Начиная с 90-х годов прошлого века, в связи с ухудшением социально-экономической ситуации страна столкнулась с феноменом вахтового метода работы. Считается, что кормильцы 20 миллионов российских семей (из 50 миллионов существующих) вынуждены были в те годы искать заработок на стороне. Вахтовые деньги и сегодня являются основным источником дохода многих российских семей. Газета попыталась разобраться, насколько эта тенденция оказывает влияние на экономику Железногорска.

Из истории известно

Вахтовый метод работы, оказывается, имеет глубинные исторические корни. Еще в конце 18 века крестьяне центральных областей России стали массового покидать свои деревни и уходить на промыслы в города, чтобы собрать денег и заплатить подушную подать. Это явление получило название «отходничество» и просуществовало до 20 века. Современная форма отходничества (вахта) сохраняет тот же смысл - поскольку на месте постоянного проживания нет возможности обеспечить семью, люди уходят на заработки на другие территории. При этом они не собираются переезжать туда на постоянное местожительство, а как бы существуют в двух местах. В одном - дом с семьей и хозяйством, в другом - съемное жилье с работой. Сегодня вахтовый метод предлагается для регионов с экстремальными климатическими условиями, где невыгодно развивать социальную инфраструктуру. Людям обеспечивается проезд к месту работы и обратно, а также создаются мало-мальски сносные условия проживания: общежития, столовые. Или не создаются. Тогда вахтовики вынуждены жилье снимать, часто по бешеным ценам. Работа ведется по интенсивному графику, нередко вразрез с Трудовым кодексом: несколько месяцев труда и месяц отпуска. К явным плюсам такого метода относят повышенную относительно своего региона зарплату. К минусам - тяжесть труда и проживания, высокий травматизм и социальную незащищенность. Тем не менее, желающих работать в таких жестких условиях довольно много. А куда деваться?

Сколько их?

Точных оценок количества современных «отходников» нет. По мнению некоторых исследователей, в этот процесс сегодня вовлечено до 40% трудоспособного населения страны. Традиционно на вахту в успешные экономические районы привлекаются жители из тех же центральных областей России, где последние годы стабильно наблюдается переизбыток рабочих рук. Но это не значит, что на вахты не ездят сибиряки, хотя больших проблем с безработицей в Сибири, говорят, нет. Отходничеством занимаются и железногорцы. Сколько их? Этот вопрос газета задала заместителю начальника ЦЗН Людмиле Булавчук.

- По данным Центра занятости населения, в Железногорске 54 тысячи работающего населения. Но в это число не входит количество горожан, устроившихся на вахтовую работу самостоятельно, минуя службу занятости, - объяснила Булавчук.- Мы оказываем услуги по устройству вахтовым методом: предоставляем всю информацию о месте работы, составляем и отправляем резюме соискателя, если понадобится, устраиваем видеоконференцию с работодателем. Если судить по количеству обращений, железногорцы ехать на вахты не хотят. Говорят, слишком маленькие зарплаты.

Тем не менее, определенные выводы об отношении железногорцев к современной форме отходничества можно сделать, считает Людмила Григорьевна. По ее словам, люди сегодня настороженно относятся к приглашениям различных фирм, сулящих за вахту большие деньги, и едут только в проверенные места, где уже побывали родственники или знакомые. Такая подозрительность неслучайна. Нелестными отзывами об условиях проживания и работы заполнены форумы вахтовиков. Кроме того, всегда есть опасность напороться на работодателя-мошенника или банального обманщика, норовящего уклониться от выплаты заработанных денег или заплатить сумму меньше оговоренной.

Рубль короткий, рубль длинный

Куда сегодня зовут работать железногорцев? В основном на добывающие и металлургические предприятия Норильска, Богучанского района и Северо-Енисейска и даже в Северск. Требуются как представители рабочих профессий, так и ИТР. Но удачно устроиться на вахту могут только высококлассные специалисты - в те же Богучаны нужны газосварщики, имеющие 4-5 разряд, ниже - не берут. Есть примеры, когда работа на северах действительно выгодна, люди возвращаются с большими деньгами и вновь заключают контракты и уезжают на полгода.
Но чаще всего заработок, ради которого человек покидает на несколько месяцев семью, не покрывает все физические и моральные издержки. Арматурщикам, бетонщикам, геодезистам, каменщикам и сварщикам, которых набирают на строительство нефтепровода «Куюмба - Тайшет» предлагают всего 25-55 тысяч рублей. Далеко не золотые горы сулят и вахтовикам Норникеля, Ванкорнефти и ЗАО «Полюс». Что такое 50-70 тысяч рублей за полярным кругом или в районах Среднего Приангарья?

Вот что рассказала «ГиГ» жительница Железногорска, чей муж уже несколько лет мотается по вахтам. Семья приехала в город 15 лет назад из другого региона. Ольга - воспитатель детского сада, Игорь - водитель. Своего жилья у них нет. Мужчина сначала устроился в ПАТП, но во время массового исхода сотрудников с предприятия уволился и решил попытать счастья на вахтах. С тех пор Ольга, по-прежнему снимающая чужие углы и покупающая в магазинах самые дешевые продукты, мужа видит редко.

- Сначала Игорь работал в Норильске водителем, получал 30 тысяч рублей, - рассказала женщина. - В Железногорске таких зарплат тогда не было, но скопить на квартиру или хотя бы заплатить первоначальный взнос по ипотеке все равно было нереально. Потом муж завербовался на Ванкор. Домой он приезжает с кучей денег, как ему кажется. Однако в пересчете на весь период вахты заработанная сумма совершенно не стоит того, чтобы жить несколько месяцев в спартанских условиях вдали от семьи и питаться как попало. Похоже, что скоро ему придется тратиться на врачей - сказывается работа в экстремальных условиях. Но такая жизнь Игорю нравится - хотя бы месяц в отпуске он не чувствует себя нищим. А потом мне приходится вновь выживать на зарплату воспитателя. За время вахт мужа окончила школу и поступила в вуз наша старшая дочь, подросла младшая. Помню, малышка вообще не узнавала папу, когда он приезжал домой. Сохранится ли наш брак, не знаю…

К слову, по мнению аналитиков, распад семей является также одним из отрицательных моментов вахтовой работы.

Понятно, что организации, набирающие работников на строительство и обслуживание предприятий нефтегазовой и металлургических отраслей Сибири и Дальнего Востока, весь расчет делают на жителей депрессивных регионов, где вообще нет никакой работы. То есть, нужно понимать, что сегодня на вахты едут люди от безысходности и нужды, а не в погоне за длинным рублем, как это было в артелях шабашников в советское время.

Расти, вахта, большая и маленькая

Коснемся еще одной грани современного отходничества применительно к Железногорску. Оценить с цифрами в руках, как экспорт трудовых ресурсов влияет на экономику города, невозможно - такие исследования никогда не проводились, признается Людмила Булавчук. Однако и без этого ясно, что социальных услуг вахтовики не получают. Но при верстке бюджетных планов эти люди учитываются как жители города. С экономической точки зрения, данный момент скорее положительный - другим горожанам больше достанется. С другой стороны, налоги вахтовики оставляют в местах работы, поэтому на наполняемость местной казны никак не влияют. Равнозначны ли такие экономические потери и приобретения?

Кроме того, возможность «уйти в отход» никаким образом не повышает зарплатные требования местного населения и не отражается на структуре занятости. Сегодня в Железногорск каждый день приезжает на работу 3600 человек. Не хотят железногорцы работать водителями в ПАТП из-за низких зарплат? Не проблема! По данным ЦЗН, 80% сотрудников муниципального перевозчика - жители Сосновоборска. Но это одно из проявлений маятниковой миграции, эдакой мини-вахты, поскольку сосновоборцы каждый день возвращаются домой. Но на стройках градообразующих предприятий уже есть те, кто приехал за длинным рублем и живет в городе периодами. Одних работников «Буреягэсстрой» в Железногорске уже почти тысяча человек. Даже если предположить, что их добрая половина - это вахтовики со скромной зарплатой в 30 тысяч рублей, их влияние на экономику города ничтожно, а вот на криминальную ситуацию - серьезно.

Но в ЗАТО требуются не только специалисты рабочих профессий. На середину июня в Железногорском центре занятости зарегистрировано 209 вакансий. Среди них инженеры, педагоги, медики и даже юристы, как ни странно. Почему местные жители не спешат устраиваться на работу в родном городе, понятно - труд акушерки в КБ-51, например, оценивается в 9 тысяч рублей в месяц. Как будут выходить из этой ситуации работодатели? Тоже объявят набор вахтовым методом? Такая идея уже не однажды озвучивалась - предлагалось завозить в город поваров и нянечек детских садов, дворников, которых собирались набирать из близлежащих деревень. В «Аллею» же привозят своих продавцов каждый день на автобусе. Чем не вахта?..

Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения