Скоро 1 сентября. Родители будущих первоклассников, бабушки и дедушки ждут этого дня с неменьшим волнением, чем сами дети. Как подготовить ребенка к школе, как помочь ему безболезненно преодолеть сложный период адаптации к новым условиям? О проблемах семилетнего возраста мы поговорили с педагогом-психологом лицея 103 «Гармония» Мариной Ковель.
- Марина Юрьевна, когда ребенок считается готовым к школе?
- Прежде всего ребенок должен быть более-менее здоровым, поскольку ему придется испытывать серьезные нагрузки. У него должен быть крепкий мышечный аппарат, ведь отсидеть за партой 35 минут семилетке сложно. По мнению педагога-новатора Владимира Базарного, нагрузки на сегодняшнего первоклассника сравнимы с теми, что испытывает космонавт при преодолении земного притяжения и выходе на орбиту. Конечно, учителя на уроке проводят физкультминутки, но как бы они ни старались, основное время ребенок сидит за столом в статичной позе, что невероятно тяжело.
- В советской школе уроки длились 45 минут - и ничего.
- Не сравнивайте школьников тех поколений с современными. Вспомните, как мы в любой мороз катались на горках, а летом купались в озере до посинения. Как бегали на улице допоздна, пока нас не начинали искать родители. Никто особо не следил за тем, позавтракали ли мы или поужинали. И дети к школе подрастали физически крепкими, в отличие от сегодняшних шестилеток. Кого из нас возили на колясках до трех лет, или кто из нас ходил в памперсах до двух? А ведь сейчас уже становится нормой, когда ребенок приходит в детский сад не приученным к горшку. В США и многих европейских странах встречаются даже первоклассники с такой проблемой. То есть чем больше развито общество, тем длиннее детство.
С другой стороны, сейчас дошкольники стали более раскованными, они больше знают, кажется, рождаются уже с навыками обращения с гаджетами. У них другие темпы восприятия, их личностная информация тоже другая. Многие уже посмотрели мир - выезжали отдыхать за границу. Тем не менее, они в большинстве своем социальные дикари, поскольку родители не научили их контактировать с окружающими - здороваться, благодарить. Сегодня первоклассники часто не умеют делать самые простые вещи, которые для нас в их возрасте были естественны: убирать свое рабочее место, заправлять постель, жарить яичницу.
- Так что должен уметь будущий первоклассник?
- С самого раннего возраста за малышом желательно закрепить обязанности по дому. Таким образом воспитывается важная составляющая готовности к школе - произвольность. Что такое произвольность? Это умение заставить себя делать то, чего не очень хочется, так к школьному возрасту у него появится осознание понятия «надо». Причем это «надо» не всегда совпадает с «хочу». В то же время сложные для него вещи должны стать простыми. Чем для ребенка меньше запретных и неизвестных территорий, тем он быстрее адаптируется к школе. К семи годам он вполне способен закрыть и открыть входную дверь в свою квартиру. Если ребенок вдруг оказался один, ему необходимо знать дорогу до дому, свой адрес, фамилию, имя-отчество мамы и папы. И не стоит надеяться на сотовые телефоны, которые сегодня покупают детям уже в садиках. Мобильник может сломаться или потеряться. Родителям нужно вспомнить, что они сами умели, когда шли в первый класс.
Помните, ключи от дома висели на веревке на шее? Все мы могли собирать портфель, завязывать шнурки на обуви, мы уже чистили картошку, мыли полы. А ведь все эти действия направлены и на физическое, и на духовное развитие. К примеру, чистка картофеля развивает мелкую моторику, нажим пальцев и координацию. Любая деятельность руками нужна для того, чтобы пальчики первоклашки стали умелыми, а значит развивался его мозг. Если у родителей будущих первоклассников есть сомнения и тревоги, можно обратиться к школьным психологам (они выйдут на работу уже в средине августа) и задать конкретные вопросы.
- Сегодня почти все дети до школы умеют читать. Значит ли это, что те, кто не умеет, сразу попадут в аутсайдеры?
- Если ребенок готов к школе психологически, то он быстро догоняет, а иногда и перегоняет более подготовленных сверстников. Психологическая готовность к школе так же важна, как и физическая. Психологи называют семь лет возрастом потери детской непосредственности - к этому времени ребенок должен научиться мыслить про себя, то есть думать не во время говорения, а перед тем, как сказать. Причем не всегда озвучивать то, что думает. Именно в этом возрасте эмоции становятся «умными». Первоклассник способен контролировать эмоции на своем возрастном уровне. Но иногда он это делать не может. Почему? Дело в том, что дошкольные детские учреждения целенаправленно развивают воображение ребенка. Это тот фундамент, на котором будет базироваться все школьное образование, где развивается логика и самоконтроль. Но сейчас родители часто торопятся, они хотят, чтобы ребенок рос умным, и раньше времени вводят в его жизнь различные знаковые системы (в том числе компьютер). Но малыш к этому еще не готов, ему необходимо чувственное восприятие мира. В итоге получаются эмоционально неустойчивые либо немотивированные к учебе дети. Когда ко мне приходят подростки с различными проблемами, как правило, выясняю, что у них недостаточно развито воображение. Они не могут поставить себя в позицию другого человека, чтобы понять, как их поведение выглядит со стороны. Значит, в дошкольном возрасте их эмоции не воспитали.
- Эмоции тоже воспитывают?
- Через игру. Первые игры ребенка - ролевые, к примеру «дочки-матери». Малыш проживает роль, обычно перенося в игру реальные картинки из жизни своей семьи. Но после пяти лет детские игры меняются. «Казаки-разбойники», «Города», «Штандер», а также шашки, лото и прочее - это игры по правилам. Они вносят в жизнь рациональность и считаются связующим мостиком между дошкольным и школьным детством. Ведь для семилетки школа - это тоже игра по правилам. Но уже много лет дети не прыгают на скакалках, не играют в прятки. Они - в компьютере.
- То есть гаджет вреден не только для здоровья…
- Все дело в мотивации. Плохо, когда родитель использует компьютер только для того, чтобы ребенок ему не мешал. В компьютерных играх среда не предметная, она заменена на картинку. Зачастую и родительство получается картиночное. В семье есть какие-то праздники, на которых собирают толпы, есть фотографии, которые выкладывают в сеть, но нет самого главного. Родители не чувствуют и не понимают своих детей, они не выслушивают их и не разговаривают с ними. А ведь очень важно, чтобы ребенок хорошо и правильно прожил дошкольное детство. Почему у нас Россия (и в частности Красноярский край) лидирует по количеству суицидов среди детей? Это свидетельство родительской несостоятельности, нечуткости.
- Ребенок попадает из группы детского сада, к которой он привык, в новый коллектив. Сколько времени длится период адаптации?
- У мальчиков - до полугода, психика девочек более пластична. Они приспосабливаются к новым условиям быстрее - от 2 до 4 месяцев. Если первоклассник готов к установлению новых социальных связей со взрослыми и сверстниками, этот сложный период пройдет более комфортно. Что в это время может с ребенком происходить? У него могут появиться какие-то болезненные состояния, например, начинает болеть голова, живот. Такие проявления психосоматического характера, как правило, отмечаются по утрам. Первоклассник жалуется на свое состояние, но на самом деле он просто не хочет идти в школу. С ребенком нужно об этом говорить, чтобы понять, почему он пытается скрыться за болезнями. Поскольку сегодня детей растят в тепличных условиях, то любое изменение привычной жизни для них является стрессом, например, приходить на урок, который начинается по звонку. Чтобы уменьшить стресс, маленькому человеку необходимо соблюдать режим дня. Прежде всего, спать положенное в этом возрасте количество часов - врачи рекомендуют 10. Если есть хронические заболевания, то и 11. В большинстве школ режим в начальном блоке приближен к детскому саду, то есть обязателен дневной сон. Родители также должны следить за тем, чтобы ребенок гулял. Необходимо не менее 4 часов активного пребывания на свежем воздухе.
- Что делать, когда первоклассник не справляется с программой?
- Результат начальной школы на 60 процентов зависит от того, как организованы родители. Если, к примеру, ребенок умет хорошо вырезать ножницами из бумаги, но пришел на урок неподготовленным (мама не проследила, положил ли первоклассник все что нужно в портфель), то оценка за урок будет отрицательной. Если школьник суперспортивный, но не принес на физкультуру форму, то будет такой же результат. И, как следствие, негативное отношение к учебе. То есть помощь в самоорганизации ребенка должна идти, конечно, от родителей, что, впрочем, не означает, что за первоклассника нужно все делать.
В последние десятилетия дети переместились с подчиненного места, которое они всегда занимали в семье, на первое. Причем эту ситуацию активно лоббирует бизнес, специализирующийся на производстве детских товаров. Выглядит это так: если вы не купили ту или иную рекламируемую вещь своему малышу - вы плохие родители. В итоге ребенок попадает в школу с кучей хронических заболеваний и расшатанной нервной системой, потому что родители кормили его неправильной пищей, в том числе духовной. Чтобы ребенку в школе было хорошо, семья тоже должна прикладывать определенные усилия. «У меня же золотая медаль, значит, и мой ребенок должен так же учиться», - считают некоторые родители. Но ваш сын или дочь - это не вы в семилетнем возрасте, а совсем другой человек. Для того чтобы вы учились на отлично, ваши родители приложили усилия.
Когда говорят о детях: «она сама училась», - это миф. Нет, не сама. Были созданы условия, чтобы этот результат получился: вовремя купили кубики с буквами, заинтересовали новой книжкой. Родителям нужно понять, чего не хватает ребенку, чтобы он успевал в школе. Если этого понимания нет, обратитесь к специалистам. Причем сразу, а не тогда, когда проблема уже вышла из-под контроля. Думаю, все трудности можно преодолеть с помощью любви. А если не получается? Надо добавить любви.
Беседовала Марина СИНЮТИНА