Начальник управления по работе с регионами ГК «Росатом» Александр Харичев приехал в Железногорск по трем причинам: 1 сентября, выборы и ТОР. День знаний он считает всенародным праздником россиян, выборами в своих ЗАТО ведомство Сергея Кириенко всегда занималось очень плотно. А ТОРы – это новый шанс, подаренный нам текущей экономической ситуацией.
- Александр Дмитриевич, 1 сентября от Росатома – это всерьез и надолго?- Росатомовский пилотный День знаний был в прошлом году в Зеленогорске. Мы поняли: надо обязательно делать общегородской праздник. В идеале – выходной день. Буквально нащупали и форму. Смешно, наверное, но наш народ скучает по демонстрациям. Никакой политики, людям просто нравится строиться в колонны и идти по центральной улице с шариком или флагом, и чтобы с оркестром. Себя показывать, на других смотреть. Когда это касается школьников, получается здорово. Обязателен подарок от Росатома самой лучшей школе, выбранной за успехи. На этот раз мы дарили современные лаборатории, которые школам очень нужны, но сами они их никогда купить не смогут. По всему городу открылись наши тематические площадки, мастер-классы для детей. Обязательно концерт. Без него не праздник.
- А скорые выборы? Тут свой интерес Росатом никогда и не скрывал. Партия ГХК – есть такая?- Это тема номер два. Госкорпорация на своих территориях осуществляет государственную функцию, и предстоящие выборы нам далеко не безразличны. Готовность участков и комиссий, есть ли нарушения, какие. Что касается партии ГХК, мое мнение - нужна просто партия разумных людей. Градообразующие предприятия обязательно должны быть как можно шире представлены в городском Совете. За все, что происходит в городе, несут ответственность именно они. Так всегда было. Но не бывает ответственности без власти.
- Вы будете принимать участие в совещании краевого правительства насчет создания ТОРа в Железногорске. Зачем Росатому, у которого и так все неплохо, еще и территории опережающего развития?- Да, Росатом очень активно занимается ТОРами. Целей несколько. Во-первых, на предприятиях идет оптимизация и растет производительность труда. В итоге высвобождаются кадры, которые нужно трудоустраивать, чтобы они не уезжали с насиженных мест в поисках работы. Во-вторых, освобождаются земли и сооружения со всеми коммуникациями. Ну не бурьяном же им зарастать! Они на нашем балансе, и мы хотим их использовать под новые производства, где смогли бы работать наши люди. Третью причину родил кризис и антироссийские санкции. У Росатома накоплен достаточный опыт по технологиям, есть кадры, ресурсы, энергетика, что поможет развернуть на наших же площадках новые производства именно в рамках импортозамещения. Мы нашли понимание в нефтегазовом секторе, в Ростехе, в Роскосмосе. Практически не придется вкладываться: есть площади, кадры, оснащение. Нужна лишь поддержка государства. Ее как раз дают ТОРы: снижаются налоги, появляются свободная таможенная зона и деньги на создание индустриальных парков, кредиты под хороший процент.
- То есть нет худа без добра? Я про санкции.- Это даже не для Росатома, это для всей России шанс. На первый взгляд, кощунственно, но чем дольше продлятся санкции, тем лучше для страны. Больше времени будет, чтобы научиться жить без западной поддержки. Просто из промышленников Кириенко, получается, первым среагировал. Росатомом прописана стратегия по каждому из ЗАТО. В Новоуральске запущено предприятие, позволившее нам соскочить с импортной инсулиновой иглы. Выпуск токарных станков различных модификаций, вдвое-втрое дешевле импортных, начали в Трехгорном и Заречном. Концепция ТОР для Снежинска - оборудование для Роснефти, на много лет вперед есть заказы. ТОР в Озерске – композиты, за которыми будущее.
- А Железногорск?- Ваша будущая территория опережающего развития ориентирована на космос. На базе построенного промпарка. Резиденты придут за льготами, это будут подрядчики ИСС и ГХК. Кроме того, у вас есть предприятия малого и среднего бизнеса, которые реально развиваются: «Прима-телеком» завязалась с Испанией, «Русский профиль» двигает собственные наработки. В рамках своей диверсификации они готовы обеспечить до сотни новых рабочих мест. Уже понятно, какие проекты будут здесь реализованы, есть протоколы о намерениях.
- И никаких проблем вообще? Не верю.- У Росатома есть группа первых пяти ЗАТО, по которым мы хорошо понимаем, что делать, их концепции ТОРов будем рассматривать в сентябре. Железногорск в этой пятерке. Закон позволяет нам создавать ТОРы в наших городах с 2016 года, и мы стремимся, чтобы в первом квартале уже появились проекты пяти постановлений правительства на эту тему.
- Это реально?- А у нас разве есть выбор?..
Записала Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Источник
фото