В рамках Инженерного салона V Инновационного форума, который проходил в Железногорске 20-21 ноября, свои открытые лекции читал Петр Щедровицкий. Советник гендиректора Росатома делает это регулярно, неизменно вызывая интерес аудитории.
Желающих послушать про технологические кластеры перед лицом третьей промышленной революции на Северную, 9 пришло столько, что в гардеробе не хватило вешалок, а в зале - мест. Настолько не хватило, что шубки и дубленки публика складывала на столы в фойе, а главе администрации Сергею Пешкову, нескольким его замам и зампреду Совдепа Анатолию Коновалову пришлось довольствоваться приставными стульями, причем у входа в зал.
Открыл мероприятие гендиректор ГХК. Петр Гаврилов сообщил: в 2006 году перед ним стояла задача. Или закрыть ГХК, так как Боливар, то есть Росатом, не вынес бы в нашем случае трех одинаковых производств. Или что-то придумать. Но тяжесть решения принял на свои плечи тогдашний первый зам Кириенко по стратегическому развитию Петр Щедровицкий. И оно оказалось верным. В итоге в комбинат инвестировано 75 млрд рублей, а созданные здесь прорывные технологии уже отмечены тремя премиями в области науки и техники. Зал, большую часть которого составляли сотрудники ГХК, охотно отозвался аплодисментами.
Кстати, зал. Никакой особой пиар-кампании, заманивающей на Щедровицкого, не было и в помине. Но аудитория оказалась битком набита. Пришли, помимо понятных и уже упомянутых комбинатовцев всех возрастов, несколько директоров школ и муниципальных предприятий. И это в понедельник после работы.
- Каковы стратегии реагирования кластеров на вызовы третьей промышленной революции? - сразу взял быка за рога лектор, и зал притих в ожидании. - Чтобы проложить маршрут сквозь эти эмпирические феномены…
Впрочем, пересказывать Петра Щедровицкого - дело неблагодарное. Тексты легко отыскать в интернете. Но львиную долю успеха этих лекций составляет сам лектор. Выпускник факультета педагогики и психологии московского пединститута имени Ленина и аспирантуры Института общей и педагогической психологии свою аудиторию чувствует очень точно. И прекрасно умеет ею манипулировать, в нужный момент резко снижая интеллектуальный зашкал и круто уходя от своей любимой философии и методологии в пусть и ужасно бородатый, но мастерски преподнесенный анекдот. Или, например, в рассказ про голландскую живопись - свое последнее увлечение. Или про кого-то из своих девяти детей, старшему из которых 38, а младшему - всего два.
Щедровицкий предлагал задавать и вопросы. Наш сити-менеджер, например, поинтересовался: мы на каком этапе? Оказывается, третья промышленная революция как раз складывается.
- Здесь же такие старые технологии, - был еще вопрос. - Как же нам быть?
- У вас тут только ГХК и ИСС, все остальное - глупости! И лектор, в качестве примера высокой смертности проектов, напомнил залу историю с поликремнием.
Про национальную идею советник Сергея Кириенко отвечать не стал: «Нет, это не ко мне!»
- Когда начинают говорить о кластере в Железногорске, мне хочется плакать, - так завершал свою лекцию Петр Щедровицкий. - А какой хороший был замах! Но год потеряли в организационных перестановках. Хотя считаю, что потенциал идеи все еще жив.
И слайды протокола поручений из семи пунктов замелькали над головой лектора, а глава Железногорска Вадим Медведев, словно примерный ученик, записывал что-то в блокнот.
- Есть вопросы? - спросил уже в восьмом часу вечера лектор. И зал ответил аплодисментами, а потом встал и пошел по домам.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА