В сфере ЖКХ горячих тем много. Конечно, возглавляют список счетчики и штрафы за их неустановку, почетное второе место по накалу страстей занимает проблема капремонтов. От вопросов про которые управляющая компания ГЖКУ как может открещивается. Мол, не ее это дело, а регионального Фонда капитального ремонта. Который, к слову, находится в Красноярске - а туда не наездишься. Можно ли получить консультацию по телефону или в виртуальной приемной фонда? «ГиГ» решил проверить, насколько открыта и доступна для населения данная структура.
Для начала открываем официальный сайт фонда. На самом видном месте портала оказалась ссылка на списки очередников на капремонт и баланс собираемости средств по каждому конкретному дому. Удобно. Здесь можно посмотреть, в каком году и какого ремонта ждать, а также сколько в рублях ваш дом собрал. Здесь же адрес и телефон горячей линии. Звоним.
- Вас приветствует горячая линия Красноярского края по вопросам сферы ЖКХ, говорит консультант Ася, слушаю вас, - раздался в трубке вежливый женский голос.
Вскоре выясняется, указанный на сайте телефонный номер к самому фонду отношения не имеет.
- Мы только по общим вопросам можем проконсультировать: что такое программа капитального ремонта, почему нужно оплачивать взносы, что грозит неплательщикам и т.д., - пояснила девушка Ася. - Но по тем же начислениям мы не имеем возможности жителям что-то сказать, это нужно непосредственно в фонде узнавать.
Дозвониться до регионального Фонда капитального ремонта просто нереально, по крайней мере «ГиГ» так и не удалось это сделать ни по одному из двух номеров, все-таки найденных на задворках сайта организации. Независимо от дня недели и времени суток в трубке раздавались либо короткие, либо длинные гудки. На страничке «Руководство фонда» нет ни одного телефона, зато можно скачать отдельным файлом на компьютер и прочитать биографию генерального директора Нины Авдеевой. Вдруг кого заинтересует.
Заглянули ради сравнения на сайты фондов других регионов страны. В Курской области, к примеру, все максимально открыто и доступно. Раздел «Контакты» расположен на видном месте в самом начале меню сайта. Там указаны ФИО, должности, номера телефонов и даже кабинетов всех 26 сотрудников - от генерального директора до рядового бухгалтера. Есть целая фотогалерея отремонтированных домов. Примерно такая же картина на сайте регионального оператора Челябинской области. На портале фонда Томской области на главной странице помимо номера горячей линии указаны контакты самой организации. Тут же публикуются последние новости о работе фонда, проведенных и предстоящих ремонтах. Все подано максимально просто - не в официальных бланках или таблицах мелким шрифтом, а доступным языком и с иллюстрациями.
На сайте оператора капитальных ремонтов Красноярского края все предельно сухо: никаких тебе фото или понятной для большинства инфографики. Лента новостей написана таким казенным языком, что без запинок это неподготовленному жителю не прочитать, и уж тем более не понять с первого раза, о чем речь. По итогам мониторинга аналогичных российских сайтов Красноярскому краю можно поставить твердую «троечку» - вроде бы вся обязательная по закону информация есть, но как-то все не по-людски. Можно даже сказать, что весь портал - одна большая отписка, чтобы у той же прокуратуры вопросов не возникало. А то, что в фонд невозможно дозвониться, видимо мелочи. На сайте опубликовано обращение гендиректора фонда Нины Авдеевой, в котором говорится о приоритете открытости и прозрачности в реализации новой системы капитального ремонта: «Особое значение приобретает обратная связь с населением. У нас открыта общественная приемная, где специалисты ведут очный прием и осуществляют телефонные консультации. На вопросы граждан мы отвечаем и в онлайн режиме на сайте практически 24 часа в сутки».
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА