С появлением на рынке пассажирских перевозок новых игроков Пассажирскому автотранспортному предприятию приходится непросто. Выручка упала в разы, а конкуренты на пригородных маршрутах переманили к себе немалую часть железногорцев. Пока между городами шныряют забитые под завязку частные микроавтобусы, большие «Икарусы» и «Хендаи» муниципального перевозчика катаются до Красноярска и обратно полупустыми. Зарплата водителей ПАТП неуклонно падает, а руководство предприятия спешит во всем обвинить конкурентов.
К депутатам и в СМИ обратились водители 189 маршрута Железногорск-Красноярск. За последний год их зарплата снизилась в среднем на 10 тысяч рублей. Официальная причина - невыполнение плана. «Этот пункт внесен специально, чтобы лишать нас водительской премии! - уверен бригадир маршрута Вадим Марьян. - Но эти планы выполнить невозможно». Если раньше водители получали за тот же объем работ приблизительно 35 тысяч рублей, теперь 25 тысяч. Разница ощутимая.
Как и у многих работников муниципальных предприятий, у водителей ПАТП зарплата состоит по большей части из премий, оклад сам по себе очень мал. В то же время премия не является обязательной к выплате и распределяется между работниками на усмотрение руководства. Если в коллективном договоре прописано, что премиальная часть зарплаты зависит от выполнения плана, а работодателем официально установлен этот самый план, то придраться не к чему. Взять и отнять 10 тысяч - практически треть зарплаты - очень просто. Особенно когда все можно объяснить тяжелым материальным положением предприятия. «Премия уменьшилась пропорционально выручке, - объясняет директор ПАТП Сергей Плотников. - Та часть, которая обязательна для выплаты всем работникам предприятия, выплачивается. Премия, насколько мне известно, необязательная часть. Премию нужно заработать». Снижение зарплаты - не единственная беда. За копейки выполнять чужую работу тоже не очень приятно. Водителей теперь обязали возиться с терминалами, выполнять еще и роль кондукторов. Только кондукторы получают 15-20 тысяч, а водителям за дополнительную нагрузку полагаются копейки, что-то около 150 рублей в месяц.
По словам Сергея Плотникова, жить и развиваться ПАТП мешают не внутренние проблемы, не изношенность автопарка и не растущее недовольство жителей качеством услуг. Виной всему чересчур удачливые конкуренты! Вот если с рынка удалить перевозчика с теми самыми «Мерседесами», что ездят через каждые 40 минут и забирают всех пассажиров… Чтобы подтолкнуть процесс, руководство ПАТП даже направило несколько запросов по данному частнику в прокуратуру Красноярского края, министерство транспорта и транспортную инспекцию. Ответов пока не получили, но очень ждут и надеются, что кто-то свыше примет нужное решение.
А тем временем на ПАТП как раз решилась проблема кадрового голода: в городской службе занятости впервые за долгие годы нет ни одной вакансии водителя. Удастся ли удержать работников теперь, когда зарплаты резко упали? Или предприятию в скором времени придется объявлять набор заново и с новой системой оплаты труда?
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА