19 января Госдума отклонила законопроект по ограничению применения реагентов при уборке снега. В железногорском Совете депутатов тему реагентов тоже хотели обсудить, но перенесли. А потом - еще раз. Так что шанс избавить горожан от веществ, которые отравляют людей и природу, повреждают машины и обувь, остается неиспользованным.
Гринпис утверждает: дороги в России посыпают смесью из свинца, ртути, меди, молибдена, хрома, мышьяка, кадмия и никеля. Весь коктейль затем попадает в почву, воду и городскую пыль, которой мы дышим. Отвергнутый Госдумой законопроект предлагал использовать реагенты только на проезжей части. Мера нужная, считают экологи, но ее не достаточно для защиты здоровья горожан. Депутаты, однако, решили все оставить как есть. В России по-прежнему будут ежегодно закупать на более чем 30 млрд рублей более 3 млн тонн реагентов, у которых, конечно, есть свое неслабое лобби. Официально в России как противогололедное средство используют техническую соль. Она моментально растапливает лед, образуя снежную кашу, и не замерзает до минус 16. Но и к ней претензий масса. Помимо сапог, автомобилей, собачьих лап, пары солей натрия разъедают электропровода. Из-за засоления почвы гибнут зеленые насаждения.
Экологи советуют депутатам с Охотного ряда изучить опыт Северной столицы. Там в этом году отказались от противогололедных реагентов. Применяют лишь песко-соляную смесь, в которой соли от 5 до 10 процентов. Она не топит снег, а лишь разрыхляет его. Снежную кашу сгребают к обочинам, а ночью вывозят. Местные власти довольны, хотя теперь требуется больше затрат и усилий. Петербуржцы после первого же снегопада просто засыпали коммунальщиков благодарностями, да и число аварий, по данным ГИБДД, сократилось.
А что у нас? Железногорские дороги и дальше будут «солить», подтвердил «ГиГ» директор КБУ.
- Мы без хлоридов натрия никогда не обходились, - сообщил Николай Пасечкин. - При определенной погоде всегда использовали в мизерных количествах для безопасности дорожного движения. При резком перепаде температур, когда идет смена плюса и минуса, на дорогах возникает ледяная пленка, которую не снять механически. Давайте сопоставим: тебе не хватило каких-то пяти метров тормозного пути - а там ребенок в коляске. Соль - самое простое средство, но, думаю, экологи сейчас будут настаивать на каких-то более щадящих составах. Речь, повторяю, идет лишь о проезжей части и только при определенной погоде. Никакой агрессивной химии у нас не предполагается, и цена вопроса - копейки. Она сопоставима со стоимостью щебня и в рамках расходов на содержание дорог вообще не является критической.
Нынешнюю зиму наши коммунальщики считают многоснежной: выпало, по их подсчетам, около 1,6 м снега. Его из города вывозят уже в третий раз. Так как в начале зимы температура скакала от минуса к плюсу, образовался лед вдоль бордюров по Свердлова, Ленина и Андреева. Ни грейдер, ни фреза его не берет. Зато знаменитые шишки, которые тоже образуются при перепадах температур буквально за считанные часы на перекрестках, убирали сразу же. Нет в городе на сегодня и так называемых осевых бугров. И соль тут ни при чем - просто убирали все вовремя.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА