Мы привыкли к тому, что официальная безработица в Железногорске составляет, как говорится, 0,0. Точнее, 0,9 на сегодняшний момент. Цифра, которая мало влияла на сложившийся рынок труда. Однако экономический кризис заставил на предприятиях и частных, и государственных, и муниципальных начать сокращать людей. Где, когда, сколько? «ГиГ» обратился в Центр занятости и вот что выяснил.
Еще год назад
- Год назад в Центр занятости обратились 88 работодателей с официальным уведомлением - хотим сократить 555 человек, - говорит директор Иван Чуприна. - Из этих людей к нам пришли 239, остальных либо работодатели устроили на своем же предприятии, но в другой должности, либо железногорцы устроились сами. За 5 месяцев нынешнего года предприятия прислали заявку на сокращение уже 491 человека. Чувствуете разницу? Такими темпами мы подойдем к концу года к тысяче безработных. А это уже серьезная цифра! - беспокоится Чуприна.
Надо разъяснить, почему сокращаемые обязаны прийти в Центр занятости. Там железногорцам выдадут документ о регистрации, согласно которому они станут получать полгода пособие, размер которого равен средней зарплате за последние три месяца. Эти деньги будет перечислять некогда родное предприятие. Затем выплаты переходят в полномочия ЦЗН: первые три месяца служба платит 75% от прежней зарплаты работника, потом три месяца 60%, затем 45% и т.д.
Спецстрой
Самое большое сокращение своих сотрудников показал железногорский Спецстрой - 270 человек. Руководство официально уведомило Центр занятости о сокращении с 1 июля 74 работников на УПП и 196 в УМиАТ. Если на УПП, по сведениям Чуприны, кое-какие передвижки внутри штатного расписания произведены, и не все работники, что получили уведомления о сокращении, покинут свое рабочее место, то в УМиАТ совсем другая картина. Основной костяк вдруг ставших ненужными - это водители грузовых машин. Сегодня они мало востребованы на городском рынке труда.
- Зарплата у них была хорошая, 40-50 тысяч рублей. Обратились они на наши муниципальные предприятия, а там 20-25 тысяч за ту же работу, - рассказывает Чуприна. - Отказались.
Есть еще один нюанс. 40-50 тысяч почти двумстам сотрудникам, конечно, никто платить не собирается. За последнее время руководство предприятия поснимало все - работы нет, план не выполняется, а значит, нет и стимулирующих надбавок, которые, как правило, составляют до половины зарплаты. Кроме того, слухи о банкротстве Спецстроя лишь добавляют негатива в и так неблестящую перспективу сокращаемых работников - кто платить-то будет им по сокращению?
Атом-охрана
О том, что с 1 мая «Атом-охрана» собирается сократить 31 сотрудника, предприятие уведомило ЦЗН как положено, за два месяца - 1 марта. В мае в службу занятости обратились 11 человек. «Остальных, видимо, руководство трудоустроило внутри предприятия», - делает вывод Чуприна.
ГЖКУ
Конфликт администрации управляющей компании с руководством ЖЭК-3 помимо моральных издержек принес и вполне материальные. В результате реорганизации персонал ЖЭКа, что за магазином «Аквариум», с апреля сократили на 35 человек. 34 (!) из них обратились в Центр занятости. Зарплаты разные: и 13, и 17, и даже 37 тысяч рублей. Их ГЖКУ стабильно выплачивает.
Пожарные, Наркоконтроль, УФМС
Пожарные, МЧС, а также реорганизуемые миграционная служба и Наркоконтроль дали в Центр занятости контрольные цифры - сокращаем в общей сложности 60 человек. Ого! Согласно очередной реформе сотрудники УФМС (21 человек) и Наркоконтроля (13) обязаны написать заявления, ведь их ведомства сокращаются. Их должно принять МВД. Но нужно ли столько сотрудников на новом месте? Вряд ли. По самым оптимистичным прогнозам, возьмут в МВД только половину от сокращенных.
Банки
Еще в первом квартале все (!) банки Железногорска провели кадровую оптимизацию, сократили 80 человек. Больше всех досталось Внешэкономбанку - филиал ликвидировали, а 18 сотрудников лишились работы.
Из 80 сокращенных банковских служащих 45 человек пришли в Центр занятости за заветным документом.
- У сокращенных банковских работников квалификация низкая, часто они даже не обладают экономическим образованием, - комментирует Иван Чуприна. - Обратились в налоговую по поводу трудоустройства, а там зарплата в два раза ниже банковской, 20-25 тысяч, и высокие квалификационные требования.
ЖТЭЦ
Железногорская ТЭЦ в апреле сменила собственника - управлять теплоцентралью стала знаменитая КРАСЭКО (бывший КРЭК). Новый хозяин - новые порядки, железногорскую службу занятости тут же уведомили о сокращении с 12 июля 22 работников из Железногорска (всего же ненужными на ЖТЭЦ стали 80 человек из 400). Плюс не до конца понятной остается судьба 8 женщин, находящихся в декретном отпуске.
Настораживает
- Складывающаяся ситуация не может не настораживать, - признается Иван Чуприна, директор Центра занятости. - Ведь помимо официальных писем от работодателей о предполагаемом сокращении, у нас есть и своя информация, что происходит на предприятиях или будет происходить. Пока, слава богу, все стабильно на градообразующих - это гарант благополучия города. А вот с другими, более мелкими предприятиями, будет посложнее…
Подготовила Елена ГЛАЗУНОВА