Откройте карту 2ГИС и введите в строке поиска «разливное пиво» - вы увидите, как улицы ЗАТО покроются россыпью синих точек, за каждой - реальный магазин. Как минимум десяток на Ленинградском, семь в старой черте, есть в Первомайском и на Курчатова. Это еще без учета алкомаркетов, где можно приобрести напитки и покрепче! А если прибавить все продуктовые супермаркеты и кафе…
Как грибы после дождя
Практика показывает, нет дела прибыльней, чем продавать алкоголь. Какие бы кризисы и катаклизмы ни сотрясали страну, как бы ни падали доходы граждан и ни ухудшалось их материальное положение, уж на что-что, а на бутылочку наш человек всегда найдет, даже если придется пропить последнюю рубаху. Эту простую истину давно взяли на вооружение предприниматели - приобрести алкоголь любого градуса можно в каждом втором киоске и каждом первом супермаркете. Как грибы в наиболее проходимых местах появляются и специализированные алкомаркеты, где клиентов от заветной покупки не отвлекают посторонние продукты.
Отдельная тема - разливное пиво. Еще пару лет назад в Железногорске оно считалось редкостью, а теперь живое и пенное имеется в шаговой доступности в любом районе города. И дела идут на лад - каждый день в одной такой точке реализуют десятки литров. Казалось бы, ниша заполнена, а новые участники рынка обречены на провал. Но железногорцы доказывают обратное: любая новая точка вполне себе рентабельная.
Если пройти от перрона, куда прибывает электричка ГХК, до ближайших остановок на улице Ленина, на пути вам повстречается не меньше 5-6 точек продажи спиртного. Например, в начале Октябрьской на 50 метрах расположены сразу три магазина разливного пива, два алкомаркета и один бар. В двух минутах ходьбы - «Универсам на Школьной» и пивной «Дилижанс». Каждый день этой дорогой с работы идут сотни горожан. Неужели проходят мимо?..
Торгуй на здоровье!
Можно ли регулировать количество алкогольных магазинов? Увы. Пока нет нормы, ограничивающей количество точек со спиртным на квадратный километр, да и вряд ли она когда-либо появится. Это стало бы, как минимум, нарушением антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции. Все, на что может повлиять государство - запретить продажу алкоголя несовершеннолетним, торговлю возле образовательных учреждений, спортивных, медицинских объектов, на всех видах транспорта, вокзалах, заправках и т.д.
В Красноярском крае лицензии на розничную продажу алкоголя выдает краевое министерство промышленности, энергетики и торговли. Нужно зарегистрировать юрлицо (ИП при этом могут торговать только пивом), встать на учет в налоговую, подтвердить наличие уставного капитала, стационарного торгового объекта в собственности или в аренде не менее чем на год, а также уплатить госпошлину 65 тысяч рублей. Не должно быть задолженности по налогам, а торговая точка не должна нарушать допустимых законом границ. Выполнил все условия - торгуй пивком на здоровье.
Пока не жаловались
Но есть ли все-таки управа на пивной бизнес? Этот вопрос мы задали облеченным полномочиями людям - депутату Игорю Дегтяреву, главному архитектору Сергею Добролюбову и прокурору Железногорска Олегу Пугачу.
- Тема не раз обсуждалась на депутатских комиссиях, стараемся искать решения, но малый бизнес в стране сейчас себя очень свободно чувствует, даже вольготно, - отмечает Дегтярев. - В частности, законом не предусмотрен какой-либо контроль числа алкогольных магазинов. Их много не только в Железногорске, такая ситуация во всей стране.
По словам народного избранника, некоторые предприниматели регистрируют свои точки как пункты общепита и торгуют зельем круглосуточно. Горожане часто жалуются на шум и пьяные драки. Но ведь закон нарушают не владельцы пивточек, а клиенты заведений, и это уже работа полиции.
- Предприниматели сами решают, чем торговать: одеждой, канцелярией, продуктами питания или алкоголем, - подчеркивает Сергей Добролюбов. - Администрация города при этом никаких разрешений на открытие точек по продаже алкоголя не выдает - этим занимаются соответствующие службы.
Городской власти, уточняет чиновник, под силу только установить допустимые границы расположения алкогольных точек относительно образовательных, спортивных, культурных учреждений и объектов. Сейчас розничная продажа спиртного разрешается не ближе чем в 30 метрах от них или в 20 метрах от ограждений.
А что же око государево? Неужели железногорцы не обращались в прокуратуру за помощью?
- Прокуратура начинает проводить проверку только по обращению граждан или если имеются сведения о нарушении предпринимателем законодательства, - прокомментировал «ГиГ» Олег Пугач. - Пока обращений от граждан по поводу большого количества пивточек нет.
Есть спрос, будет предложение
Получается, контролировать распространение в городе алкогольных магазинов невозможно - на это просто нет законных оснований. Нет таких полномочий ни у чиновников, ни у депутатов, ни у полиции с прокуратурой. Бизнес есть бизнес, и пока горячительное пользуется спросом у железногорцев, алкомаркеты будут открываться снова и снова. Се ля ви.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА