Ровно год назад, 28 сентября 2015 года атомная отрасль России отметила 70-летие. В этот же год на ГХК открылось совершенно новое для страны произвоздство МОКС-топлива. Тогда Железногорск посетил глава Росатома Сергей Кириенко – он осмотрел новый завод, наградил медалями атомщиков и поблагодарил их за самоотверженный труд. Журналистов всех мастей, от местных до федералов, в честь праздника даже пустили в святая святых, под гору, чтобы продемонстрировать новые производства и показать - Железногорску есть чем гордиться. «ГиГ» предлагает вспомнить, что открылось взляду представителей СМИ «под горой».
Своими глазами
Одно дело - знать о новом производстве и его особенностях из официальных пресс-релизов, и совсем другое - увидеть все собственными глазами. Туда, где производятся топливные «таблетки», журналистов не пустили, зато дали посмотреть на цех финального изготовления тепловыделяющих сборок (ТВС) - вместилищ МОКС-топлива, предназначенных для быстрого реактора БН-800 на Белоярской АЭС. Здесь же на самом видном месте расположился контрольный образец, напоминающий по форме копье древнего бога.
Устанавливаются такие конструкции вертикально в активной зоне реактора в количестве порядка 500-700 штук. Срок работы каждой – 2 года. Как заверили журналистов, никакой опасности выставленная на всеобщее обозрение сборка не представляет – можно даже руками трогать. Это притом, что внутри - вполне себе настоящий уран!
- Мы находимся в помещении участка изготовления ТВС с МОКС-топливом, а прямо там, где вы стоите, происходит перегрузка готовых сборок и отправка их на склад, - терпеливо пояснял представителям СМИ Иван Литвинов, инженер-технолог РХЗ. - Сборка происходит в автоматическом режиме, и работники с радиоактивными элементами никак не контактируют.
Все элементы предварительно проходят многоступенчатый контроль. Внутри ТВС находятся твэлы – тепловыделяющие элементы. Это длинные герметичные трубки, наполненные «таблетками» МОКС-топлива. Начальник участка изготовления топливных «таблеток» Павел Бровченко сначала охарактеризовал технологическую цепочку их производства одной фразой: «Тут все просто, смотрите!», а затем детально описал процесс. Правда, такими заумными формулировками, что ни один журналист до конца не понял, о чем именно шла речь. Но если перевести на язык простой, то технология производства «таблеток» примерно следующая.
Уран и плутоний, полученные после переработки ОЯТ, измельчаются в порошок и смешиваются в определенной пропорции, затем гранулируются, чтобы обрести необходимую текучесть и не пылить, а после добавления пластификатора полученная смесь отправляется в пресс, где из нее и формируются «таблетки». Потом они спекаются в печи в течение 18 часов, после чего герметично «упаковываются» в трубки твэлов. Те, в свою очередь, собираются в шестигранные пучки и втягиваются в чехловую трубу, затем завариваются, проходят комплекс контрольных операций, упаковываются в защитный контейнер и отправляются на склад в виде готовых ТВС. Как слетать на Луну? Все просто – садитесь в космический корабль и летите.
Завидуй, Америка!
Строительство «в горе» комплекса по производству МОКС-топлива и создание тепловыделяющих сборок для реактора БН-800 Белоярской АЭС заняло 2,5 года и потребовало 9,3 млрд рублей. Цифры смешные, если сравнивать с «успехами» в этой области американцев.
- Американцы начали подобное строительство почти 8 лет назад, потратили $7,8 млрд, но так ничего и не достигли, - не без гордости отмечал глава Росатома Сергей Кириенко на встрече с коллективом РХЗ. - На конференции Международного агентства по атомной энергии в Вене мой коллега из США так и сказал: «Мы вынуждены остановить эту стройку, потому что получается слишком дорого». А вы всего за 2,5 года и 9 млрд рублей, то есть примерно $250 млн, создали готовое производство. Честно скажу, когда я разговаривал с американской делегацией, испытывал глубокое чувство национальной гордости. Вся страна испытывает чувство гордости благодаря вашей работе. Спасибо вам огромное!
Кириенко вспоминал, как 2,5 года назад стоял на этом же самом месте в пустой штольне, а теперь увидел готовое современное производство, равных которому нет во всем мире по совокупности потенциала, возможностей и безопасности. Еще в самом начале французские атомщики, занимающиеся МОКС-топливом довольно давно и успешно, говорили российским коллегам: «Без нас ничего не сделаете! Вам все равно придется покупать у нас технологию, заказывать поддержку и экспертизу. Мы занимаемся этим уже очень долго, а вы взялись впервые и просто не сможете выйти на тот уровень, на котором сейчас работаем мы». Однако все удалось - причем, как отметил глава Росатома, наши технологии опережают конкурентов как минимум на поколение.
Воздух буквально задрожал от грянувших оваций, которыми атомщики наградили руководителя Росатома. Генеральный директор ГХК Петр Гаврилов тоже не остался в долгу и высказался от лица всего коллектива РХЗ.
- Хочу поблагодарить Сергея Владиленовича за то, что он из трех конкурентных площадок выбрал именно нашу, - отметил Гаврилов. - Решение могло быть принято в пользу «Маяка» или Сибирского химического комбината, но тогда бы мы с вами потеряли ценных работников радиохимического завода. Теперь же у нас создано новое, самое современное в мире производство МОКС-топлива, оно дало комбинату 515 дополнительных рабочих мест.
Что такое МОКС
МОКС - это смесь оксидов урана и плутония. В качестве основного материала, дающего энергию, используется как раз плутоний, а не уран-235, как в обычной атомной энергетике. Качественное отличие МОКСа ГХК в том, что он позволяет использовать «высокофоновый» плутоний, который другим образом применять было бы затруднительно. Такая технология открывает путь к созданию безотходных технологий в атомной энергетике. Другими словами, ОЯТ получает вторую жизнь именно в виде МОКС-топлива и может использоваться для получения тепловой энергии на АЭС. Дальнейшее развитие этой технологии обеспечит энергетическую безопасность человечества в долгосрочной перспективе - атомная генерация не дает выброса парниковых газов, и на базе уже имеющегося на складах запаса урана-238 может быть произведено любое необходимое количество энергии без ущерба для климата планеты.
Росатом создает на ГХК уникальное для мировой практики сочетание технологий по замыканию ядерного топливного цикла: безопасное и эффективное хранение ОЯТ, переработка ОЯТ поколения 3+ без образования жидких радиоактивных отходов, фабрикация МОКС-топлива для быстрых реакторов, в том числе из регенерированных материалов. И самое главное, что все это - на площадке одного предприятия.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
Кстати:
- Атомная генерация не дает выброса парниковых газов, а на базе уже имеющегося на складах запаса урана-238 может быть произведено любое необходимое количество энергии без ущерба для климата планеты.
9,3 млрд рублей
затрачено на создание производства МОКС-топлива на ГХК, $7,8 млрд безрезультатно потратили США, пытаясь сделать то же самое.