Четверг, 26 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Строили мы, строили

28 ноября 2016 / Есть тема / 0
На минувшей неделе в федеральной прессе появились сообщения о скорой кончине Федерального агентства по специальному строительству (Спецстрой). Как написал «Коммерсант»: «Поводом для ликвидации стали многочисленные претензии заказчиков и органов власти к срокам исполнения работ и финансовой дисциплине».

Решение принял лично Владимир Путин. Так как железногорский филиал Спецстроя буквально до 2013 года считался одним из трех градообразующих предприятий, местной экономике, работникам предприятия да и просто жителям не все равно, что будет дальше с военными строителями на территории ЗАТО.

Сплошное мошенство

Черные дни начались для военных строителей пару лет назад. В 2015 году отремонтированная Спецстроем казарма в Омске обрушилась и погребла под обломками почти три десятка солдат. Форменный цирк с космодромом «Восточный» окончательно подорвал доверие к агентству. Проектные решения не выполнялись, сроки запуска были неоднократно сорваны. Кадры строительных вагончиков с надписями на крыше «Голодаем. Путин, помоги!» увидела вся страна. Дело Спецстроя взял под личный контроль вице-премьер Дмитрий Рогозин. Безуспешно. Работать вояки лучше не стали, зато чиновник вскрыл вопиющие факты: собственные работы составляли максимум 40%, все остальное отдавалось на субподряд. На космодроме было задействовано 250 фирм, подавляющее большинство из которых не соответствовали квалификационным требованиям. Очередное реформирование, предпринятое с целью выправить работу ведомства, провалилось. УФАС выяснил и доказал срыв выполнения госконтракта на сумму более 150 млрд рублей! Работу военных строителей открыто называли браком, а у Спецстроя множилось число «врагов»: Следственный комитет России, Роскосмос, Минстрой, Генштаб.

В 2016 году строителей стали брать. 27 июля был арестован заместитель директора Александр Буряков, а 3 ноября - бывший первый заместитель директора Александр Загорулько. Обвинение не вызвало сомнений: мошенничество в особо крупном размере.

Главное маневры

В Железногорске ГУССТ№9 в точности повторяло все маневры центрального офиса. Такая же кадровая чехарда и управленческая лихорадка. Все меньшее присутствие на родной земле, все больше вахты и командировки на объектах Спецстроя по заказу Минобороны. Вновь назначенный руководитель местного филиала порой только и успевал представиться властям и дать парадное интервью, как его уже ожидала дальняя дорога - и все на космодром «Восточный». Город регулярно вздрагивал от информационных вбросов: «Новый начальник платит себе и главному бухгалтеру по 800 тысяч, в то время как обычные работяги на вахтах месяцами сидят на лапше!» Сухинин, Макаров, Яковлев, Бойко, Калинин, Попытаев - это все фамилии руководителей ГУССТ за последние 5-6 лет. Год плюс минус месяц сидел очередной назначенец, зачастую так и не успевая избавиться от приставки «врио».

Относительная тишина после неудачного руководства Михаила Калинина, когда в Спецстрое даже отключали на 11 дней свет за долги, наступила лишь при Алексее Попытаеве, назначенном нынешним летом. Только военных строителей и правда перестало финансово лихорадить, то ли ему удалось перекрыть пути утечки информации. Во всяком случае, из ГУССТ №9 перестали долетать даже слухи.

Как-то вечерком

«ГиГ» обратился за комментарием в пресс-службу ГУССТ №9. Ее руководитель Иван Попов, человек ответственный, пообещал прокомментировать, но после согласования с Москвой. Москва добро Попову не дала, предложив журналистам самим позвонить и спросить, что их интересует. «ГиГ» позвонил и спросил. «Мы не комментируем информацию, появившуюся в «Коммерсанте». Звоните в конце дня, может быть, что-то изменится», - сообщили в пресс-службе ведомства.

Понятно, что сейчас в напряжении замерли все 18 ФГУПов и семь главков Спецстроя, не только Сибирский. Велика вероятность, что Министерству обороны столь громоздкая структура не понадобится. Так что настроение у военных строителей вряд ли предновогоднее. В Железногорске еще помнят, сколько усилий приложил генерал Владимир Кияев, чтобы Атомстрой ушел в 2004-м под юрисдикцию федерального агентства Спецстроя. Как боролось девятое управление в борьбе за букву «Г», то есть главное. Неужели все зря?

На предприятии былого величия не сыскать, но и там сейчас трудятся около 2 тысяч человек.
Тем временем, по сообщению «Коммерсанта», в центральном офисе Спецстроя сотрудники Главного контрольного управления президента ведут оценку финансового состояния предприятий на предмет банкротства. Параллельно изучается эффективность расходования бюджетных средств. До 25 ноября появится ликвидационная комиссия. До 1 декабря порядок передачи штатов Спецстроя. До 10 декабря будет изготовлен проект президентского указа об упразднении Спецстроя и возложении на Минобороны задач по строительству объектов специального и производственного назначения.

Место железногорского Спецстроя в операции «Ликвидация» пока неизвестно. Может, к вечеру что-то и изменится…

Михаил МАРКОВИЧ
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения