Наличие музея в городе - это показатель того, что жители любят, знают и берегут свою историю. Как обстоят дела в Музейно-выставочном центре, и когда отремонтируют пострадавшее от пожара здание на Свердлова, 68? «ГиГ» побеседовал с директором МВЦ Валентиной Поповой.
- Валентина Александровна, в Сибирском федеральном округе насчитывается около 5 миллионов музейных экспонатов, в МВЦ их почти 90 тысяч. Неужели на самом деле так много?
- Да, около 20 тысяч экспонатов - это основной фонд. Остальное - научно-вспомогательный: фотографии, письменные источники. Также сюда относятся вещи, пока не попавшие в категорию артефакта, - им менее 50 лет. Но как только предмету исполняется полвека, мы его «музеефицируем», то есть, вносим в каталог. Сейчас мы представляем в наших залах 20 процентов из основных фондов. Это немного меньше, чем запланировано.
- А каков план?
- 23,5 процента. Также в год мы обязаны проводить 14 выставок, но в действительности получается больше - 25-30. Мечтаю, чтобы в музей снова стояли очереди. Так уже было, когда привозили полотна художников Александра Исачева, Константина Васильева, тогда пришлось продлевать рабочий день до десяти часов вечера.
План по посетителям в год - 45 тысяч, это количество снизили в связи с прошлогодним пожаром, раньше мы должны были принимать 60 тысяч. И даже, несмотря на уменьшение муниципального задания, приходится выполнять сложную задачу. Остается надежда на новогодние утренники, к которым уже сейчас готовимся.
- Есть ли беспроигрышные варианты экспозиций?
- Давно заметила, посетители хорошо шли на то, что для них в диковинку - будь то восковые куклы или картины из перьев. А уж если автор - иностранец, горожане, даже ничего о нем не зная, обязательно придут. Важна и правильная подача информации о выставке или мероприятии, в наше время никак не обойтись без рекламы.
Ловим все последние веяния - сейчас модно селфи, фотографироваться хотят и в музеях в том числе. Приходится идти навстречу запросам, поэтому привозим 3D-картины или «Другую реальность». Я постоянно ищу, думаю, что такого сделать, чтобы не оставить равнодушными большую часть горожан.
Помню 2010 год, когда мы приняли больше 80 тысяч посетителей. И это в стотысячном городе! Но вот число приезжающих людей резко упало. Надо анализировать, может, мы где-то не доработали.
- В мировой практике сейчас принято открывать свои фонды для посетителей. Как вам такая идея?
- В недалеком будущем хочу, чтобы музей стал фондохранилищем открытого доступа. Ведь у нас в запасниках в разы больше, чем выставляется. И люди постоянно нам что-то приносят.
В поиске привлекательных экспозиций и мероприятий про наши фонды не забываем, например, выставка «100ктябрей». Для нее будем запасники открывать, плюс житель города Николай Теплых разрешил свою коллекцию продемонстрировать. Возможно, реакция на такую тематическую выставку будет неоднозначная - наследие Ленина ближе и понятнее в основном старшему поколению. Хотя надеюсь, в год столетнего юбилея революции удастся пробудить к этому событию интерес.
К слову, в конце сентября я была на семинаре, где как раз обсуждались вопросы основных музейных фондов, затрагивались темы запасников и нормативной документации. Только представьте себе, музеи страны учитывают и хранят ценности по инструкциям 1985 года! Два года назад мы должны были получить новый регламент деятельности, одобренный Министерством культуры РФ. Но произошла остановка, так как появилось много уточнений по вопросам собственности - экспонаты, как и сами музеи, ведь бывают государственные и негосударственные.
- Про основные фонды понятно - это те предметы, которые часто выставляются. А остальные нужно где-то хранить, как справляетесь с задачей?
- С трудом… Отсутствие запасников - на сегодняшний день одна из самых больших проблем, если не главная. Ведь даже на Свердлова, 68 далеко не все было идеально, потому что при создании музея о хранилищах не думали. Планировалось, что все экспонаты будут выставлены в залах. Как показало время, это было ошибочное решение.
А ведь запасники - это то, что будет проверяться надзорными органами особенно тщательно. Должен соблюдаться правильный температурно-влажностный режим, порядок в учете, хранении и документации. И неважно, Эрмитаж ли это с 250-летней историей или молодой музей Железногорска. Не знаю, как мы выйдем из этой ситуации, специально оборудованного места у нас нет, пока вынуждены обходиться приспособленными под эти цели помещениями.
- Дорого ли привозить в Железногорск выставки?
- Издалека, например, из европейской части страны, конечно. Поэтому ищем поближе, ведь и из Кемерово можно пригласить выставку международного уровня. А вот, например, кусочек Эрмитажа - нереально, куда нам, даже Красноярск на такое не идет. У питерцев в райдере около 300 позиций, соблюсти все условия архисложно. И это понятно - ценности мирового уровня!
А вот посещение экспозиции по истории города, считаю, должно быть бесплатным. Но, к сожалению, не можем себе этого позволить, как, например, столичные музеи, которым такие расходы компенсируются. У нас пока плата за вход на выставки не будет взиматься только один раз в месяц для детей до 18 лет и инвалидов.
- Остальную часть жителей каким образом привлекать будете?
- Современного человека, грубо скажу, затащить в музей ох как непросто. Навязчиво это делать нельзя, произойдет обратная реакция, люди будут противиться. Необходимо привлекать посетителя аккуратно, умно и профессионально, наша миссия - восполнить и дополнить душевные потребности железногорцев. Плюс пришло новое поколение - с клиповым сознанием, которое умеет пользоваться техническими ресурсами. Сожалею, что у нас сейчас достаточно слабая техническая база. А в музее наряду с ретро-формами обязательно должны быть современные решения для посетителей.
Давно вынашиваю идею провести скульптурный фестиваль. Ведь в крае так много талантливых мастеров. И если выбирать между ними и художниками, то первым я отдаю предпочтение - скульптор творит объемно и может использовать различный материал.
- Интересно! Но давайте перейдем к другой теме - как обстоят дела с ремонтом здания музея, пострадавшего от пожара?
- Живу надеждой на возвращение на Свердлова, 68. Возгорание ветхой проводки в одном из залов в конце июня прошлого года стало для нас очень большим горем. И железногорцы вместе с нами переживали это как личную трагедию. Без помощи добровольцев мы бы не справились - честь и хвала российскому менталитету. Тогда нас поддержало и Управление культуры, и даже Союз музеев России оказал посильную помощь. Благодарю Горно-химический комбинат и администрацию города. Без личного участия Петра Гаврилова и Сергея Пешкова не получилось бы за такой короткий срок найти новые помещения.
Когда случился пожар, я не представляла, как мы будем работать без выставок. Ведь музей включен в программы края и министерства культуры. В тот момент я и подумать не могла, что вместо бывшей пельменной у нас будет почти 200 квадратных метров выставочной площади. Кстати, 9 сентября исполнился год работы музея на новых площадках.
На сегодня еще не все экспонаты из поврежденного здания эвакуированы, также на хранении там остается большая часть оборудования. Некоторые экспозиции размещены в школах города. Это корабли Михаила Ратгаузского в 97-й, посвященная Великой Отечественной войне - в школе 95, в 96-й - Чернобыль, в лицеях 103 и 102 - космос.
В ноябре-декабре надеемся получить проект по капитальному ремонту МВЦ, на него заложены средства в бюджете города. И с января следующего года там начнутся работы.
- Обсуждается не только предстоящий ремонт, но и новая концепция МВЦ. Что вас привлекает в ней больше всего? Это готовый документ или в него можно еще вносить изменения и предложения?
- Создавая новую концепцию музея, сотрудничаем с культурологами, например, с Михаилом Гнедовским, ведущим аналитиком Московского центра музейного развития. Еще в 1994 году он представил проект «Обстоятельства места и времени». У него много интересных мыслей по поводу работы МВЦ именно в закрытом городе. Конечно, концепция немного устарела, некоторые моменты придется пересматривать. Но актуальными остаются болевые точки нашего музея - архаичность стационарной экспозиции, созданной без привлечения профессионалов, несбалансированность музейного собрания, в котором более половины составляют фотографии и письменные источники. И, с чем я безоговорочно согласна, непроработанность имиджа МВЦ.
Гнедовский предлагает внести изменения в репертуар экспозиций. Основной останется постоянная выставка «Открытый город», дополнять ее будут детский музей «Страна открытий», экспозиции «Наши спутники», «Расщепление атома», цикл об истории местных предприятий, первооткрывателях и исследованиях. Предполагается, что МВЦ станет не просто площадкой для выставок, а еще культурным центром и, скажу модное слово, эксплораториумом - распространенной в мире формой научно-технического музея, активно вовлекающего посетителя в свою деятельность.
- Кто будет реализовывать эту суперсовременную концепцию, Валентина Александровна? Ведь не секрет, что в культуре проблема с кадрами...
- Сейчас у нас 62 сотрудника, из них 12 специалистов. Почти все работники в возрасте, молодежь к нам идет неохотно. А очень хочется сделать визитной карточкой музея молодое лицо. Но в меня вселяет надежду то, что наши сотрудники - люди надежные, преданные своей работе. Без перечисленных качеств в нашем деле никак, это вам директор любого музея скажет.
Беседовала Екатерина МАЖУРИНА
Кстати, железногорский музей дважды был признан лучшим в Красноярском крае: по итогам работы 1995 и 2009 годов.