В произведения Корнея Чуковского влюблены уже несколько поколений малышей. Его сказки глубоко проникают в сознание ребенка и остаются там на всю жизнь, потому что просты, динамичны и добры. Их с удовольствием читают, цитируют, смотрят снятые по ним мультфильмы и даже поют. В железногорском театре оперетты специально ко Дню защиты детей поставили мюзикл «Мойдодыр».
При чем тут пчелка?
Автора либретто - молодого режиссера-постановщика Михаил Сабелева - специально пригласили из Кемерово для постановки мюзикла с участием наших артистов. Помимо привычных персонажей: мальчика-грязнули, Крокодила и собственно Мойдодыра, - в спектакле появляются новые герои - Старый Торшер, Кошка и Пчелка, а еще голоса у подушки, брюк и книги. О том, что от классического произведения осталось совсем немного, понимаешь с первых минут, когда мальчик в сопровождении Кошечки и Пчелки появляется из зрительного зала, а потом оживает и начинает говорить Торшер. Несколько детей в зале даже спросили родителей, а где же «одеяло убежало» и когда же начнется «Мойдодыр»? Действительно, поначалу кажется, что это интермедия ко Дню защиты детей, но потом понимаешь - все уже началось.
Новые персонажи добавляют мюзиклу интереса, ведь Чуковского-то мы знаем наизусть, а как будут разворачиваться события здесь, неизвестно. Появляется много новых смыслов, например, мальчик - не просто грязнуля, но еще и хулиган, он обижает окружающих, обзывается, дерется… Герои решаются перевоспитать его, и зовут на помощь Мойдодыра. Но и умывальников начальник с проказником не справляется, и даже не пугает его. Кульминацией действия становится встреча с Крокодилом. Интересно, что этот Крокодил, в отличие от оригинала, не вызывает страха. Его «растопчу и проглочу» сопровождается мудрым объяснением, почему надо умыться, и мальчик делает это не из боязни, а поняв - так вести себя нельзя. И это уже урок для родителей, причем в духе современного подхода к воспитанию: не наказывай, а люби.
На протяжении спектакля дети в зале не просто зрители, а полноценные участники действия, у них спрашивают совета, им задают вопросы, они отгадывают загадки, отказываются хлопать, если не согласны с героем, и, наоборот, взрываются аплодисментами, если им нравится.
Заслуживают звания народного
Но оригинальный сценарий - это только половина успеха. Остальное должны сделать актеры. Наш зритель уже давно поставил самые высокие оценки артистам театра оперетты. И в этот раз не обошлось без восторженных эпитетов. «Этот спектакль можно вывозить в столицу. Я периодически хожу на премьеры, но сегодня впервые актеров не узнал - заслуживают звания народных. Мы с внучкой в восторге!» - не скрывая восхищения, говорит Тагир Галимзянов. «Наши артисты - самые лучшие в мире, не перестаем восхищаться их игрой и голосами, постановка очень доступная, яркие костюмы. Было интересно и самым маленьким детям, и уже подросшим, как моя дочь», - говорит Ирина Березовская. «Я очень люблю Леонида Забоева и специально пришла на него посмотреть. Крокодил, считаю, был самым запоминающимся персонажем», - вторит матери одиннадцатилетняя Даша.
Действительно, Крокодил в исполнении Леонида Забоева, несмотря на грозный голос и, на первый взгляд, крутой гангстерский вид, оказывается мудрым наставником, сильным и одновременно мягким. У Кристины Кабертай всегда хорошо получаются мужские роли, пожалуй, никому бы не удалось так сыграть противного мальчишку, прыгающего, как обезьяна, и пышущего энергией. Даже за горой подушек нельзя было не узнать актерскую манеру и интонацию голоса Сергея Китаева (Подушка), а под абажуром - статность Виктора Бояринова. Но больше всех удивил, наверное, Мойдодыр - Иван Слуцкий. В первую очередь, костюмом. Это не привычный нам кривоногий и хромой умывальников начальник, это целая водопроводная система - с трубами и кранами, покрытая ржавчиной. Его голос полностью соответствовал внешнему виду, трубный и с хрипотой…
В общем, было на что посмотреть, чему удивиться и чему научиться не только юным зрителям, но и их родителям. А очередную премьеру от театра оперетты будем ждать теперь только осенью - сезон завершился.
Вера РАКОВА
Фото Андрея ЦЕЛУЕВА