На заслуженный отдых неделю назад проводили ведущую актрису театра кукол «Золотой ключик» Тамару Кухлевскую. 45 лет она отдала театру, не раз становилась лауреатом престижных фестивалей, первая из труппы в 1994 году получила звание «Заслуженный артист РФ». В столь волнительный для Тамары Константиновны день она рассказала «ГиГ», как начиналась ее творческая биография. Как любовь к сцене когда-то перевернула жизнь простой оренбургской школьницы, заставив пойти супротив родительской воли.Разговор по душам с Тамарой Кухлевской у нас случился буквально перед ее отъездом в санаторий. Во время беседы она то и дело непроизвольно смотрела на свои руки и с горечью повторяла, что работать в театре кукол ей больше нельзя.
- У нас очень сложная профессия, недаром мы на пенсию уходим раньше, чуть-чуть позже артистов балета. Просыпаешься однажды утром - и не чувствуешь ни рук, ни ног, шутить с этим нельзя, - утверждает женщина.
Кухлевская - яркая и многогранная натура. За версту чувствуется ее мощь, интеллигентность, неподдельная красота. Тамара Константиновна - мастер перевоплощения. Ева из «Божественной комедии», Баба-Яга из «Аленького цветочка», старушка из «Снежной королевы». Это все она.
- Ах, как бы я хотела сыграть Карабаса-Барабаса у Уткина (Юрий Уткин, главный режиссер иркутского театра кукол сейчас ставит в железногорском «Золотом ключике» одноименный спектакль. - Авт.)! - восклицает актриса. - Но…
***
В Красноярск-26 Тамара, тогда еще Мячева, приехала в 1974 году. Прибыла в Сибирь по приглашению директора местного театра кукол по фамилии Голубев, который заметил 26-летнюю актрису в спектакле Оренбургского областного театра. Увидел и во что бы то ни стало решил заполучить ее в свой коллектив.
Творческий путь нашей героини начался с Театра юного зрителя, и именно на его сцене юная Тома впервые познала успех, но у Мельпомены были на нее свои планы. На вопрос - почему куклы, Тамара Константиновна восторженно произносит только одно слово: «Ренц!»
Народный артист РФ и главный режиссер Оренбургского областного театра кукол Роман Борисович Ренц оставил неизгладимый след в женской душе.
- Таких личностей земля больше не рожает, - безапелляционно утверждает Кухлевская.
И ей веришь! По рассказам современников, кривоногий и голубоглазый немец с белоснежной шевелюрой с голубоватым отливом (подсинивал) влюблял в себя моментально. Талант, юмор и харизма режиссера обрушивались на его учеников беспощадным водопадом. Выстоять - невозможно, все девчонки в театре были в него влюблены. Ренц дружил с Образцовым, а годы его руководства вошли в историю Оренбургского театра кукол как «Золотой век». Поэтому когда Тамара узнала от подруги, что Ренц набирает курс, не задумываясь распрощалась с ТЮЗом.
***
Отец девушки - полковник Константин Сергеевич Мячев - тягу младшей дочери к театру никогда не одобрял. Поначалу вообще с ней воевал, запирал в комнате, запрещал ходить в театр. Оно и понятно: круглая отличница и послушная домашняя девочка вдруг забросила учебу, а вместо уроков денно и нощно зубрила театральные пьесы.
Мама, Мария Михайловна, всегда и во всем поддерживающая супруга, неожиданно встала на сторону дочери. И после очередного конфликта впервые в жизни повысила голос на мужа: «Если ты еще раз запретишь Тамаре…» Продолжать фразу хрупкой женщине не пришлось, сильный и властный военный неожиданно подчинился и отступил.
- Мамочка у меня была уникальная, - вспоминает Тамара Кухлевская. - В годы своей молодости она и другие комсомольцы на железнодорожной станции Новосергеевка снимали с поездов беспризорников, которых потом отмывали, приводили в порядок и отправляли в специальные отряды.
В краеведческом музее Оренбурга есть стенд, посвященный этим годам биографии Марии Михайловны.
***
В семье Мячевых никто и никогда не был связан с театром. Отец - полковник, старший брат Борис дослужился до генерала, сестры Света и Аля тоже далеки от сцены. Правда, Мария Михайловна когда-то пела в хоре офицерских жен. И даже солировала.
- Помню, когда мама брала меня на репетиции в Дом офицеров, - рассказывает наша героиня, - то, чтобы я не мешала, давала прессованное какао с сахаром. И пока хористки распевались на сцене, я сидела в зале и грызла лакомство. Ничего вкуснее в жизни больше не ела! К сожалению, потом мамочка переболела гриппом и потеряла голос.
Возможно, заступившись тогда за дочь перед мужем, Мария Михайловна что-то увидела в ней. Как увидела это и учительница Тамары, некогда посоветовавшая ученице попробовать себя в лицедействе. Собственно, после слов педагога девятиклассница Тома оказалась на подмостках ТЮЗа, куда ее взяли с первого раза. А уже потом случился этот творческий фейерверк под названием «Ренц». К сожалению, через несколько лет главный режиссер и гуру театра кукол Оренбурга оставил труппу и вынужденно переехал в Куйбышев. С собой он грозился забрать и свою любимую ученицу - Тамару. Через год, а может, и два.
Но после отъезда Ренца в квартире полковника Мячева раздался телефонный звонок. Звонил главный режиссер «Золотого ключика» Владимир Сенков. Он приглашал Тамару переехать в Сибирь.
- Хотя я и испугалась, ведь ехать нужно было в закрытый город, - говорит Кухлевская, - согласилась сразу. Словно шепнул кто - это твое!
***
Ни разу в жизни Тамара Константиновна не пожалела о принятом тогда решении. Ведь в «Золотом ключике» она не только состоялась как актриса-кукольница, но и встретила свою любовь - музыканта и композитора Александра Кухлевского. Молодые даже свадьбу сыграли в стенах родного театра, и в сентябре этого года отметят сапфировую свадьбу. Супруги воспитали двоих замечательных детей, у них двое внуков, уже есть правнук.
- В 70-е Сенков собрал в «Золотом ключике» настоящие сливки, - рассказывает наша героиня. - От прежнего состава остались только Олечка Сторожева и Любочка Балтина. Я их очень люблю! Какие в те годы были актеры-мужчины… Таких сейчас не делают. И не учат нигде! А режиссеры какие… А художники! Моя карьера здесь началась с «Божественной комедии», и кукол для спектакля создавал замечательный художник Стас Иванов. Вроде и ничего особенного в них не было: точка-точка, запятая, волосики какие-то, но носы... Те носы передавали характер персонажа, поэтому кукольнику импровизировать было легко и невероятно интересно!
***
Почти полувека Тамара Кухлевская выходила на сцену «Золотого ключика». За эти годы она сыграла более 150 ролей. Многие железногорцы посещали спектакли с ее участием сами, потом приводили в театр своих детей, а те уже своих. Коллеги и поклонники со слезами на глазах провожали артистку, желали здоровья, просили не забывать, приходить и по возможности давать советы. Она обещала не забывать и тоже плакала.
- Уходит ведущая артистка нашего театра, и сразу половина репертуара закрывается, ведь нужно время, чтобы молодые актеры вошли в роль. И вообще, смогут ли сделать это так, как могла это делать она, - говорит директор «Золотого ключика» Анна Мандрыгина. - Но надеемся, что Тамара Константиновна будет приезжать, помогать театру. У нас есть Совет ветеранов при театре, который мы регулярно собираем на встречи и премьеры, и всегда прислушиваемся к ним.
***
Мы попросили Тамару Константиновну с высоты прожитых лет - уж простите за пафос! - дать три совета начинающим актерам. Тем, кто, возможно, именно сейчас находится на перепутье, ищет себя и не может найти.
- Первое - необходимо понимать, действительно ли вам это нравится или просто хочется потешить свое самолюбие. Второе - учиться и расти. Постоянно! И третье - молодым обязательно нужно ездить, смотреть на других, показывать себя, будоражить нерв в себе, впитывать опыт мастеров открыв рот. Только тогда переливается кровь, появляются взаимозаменяемость и преемственность. Это и есть живой театр! А я не прощаюсь и обязательно вернусь. Только в другом качестве. Уверена, что еще могу быть ему полезна. Кому?! Театру, конечно!
Маргарита СОСЕДОВА