Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Владимир КОВАЛЬЧУК: «Если музыкалка станет платной, мы потеряем половину учеников»

22 мая 2013 / Культура / 0
Детская школа искусств отмечает 60-летний юбилей. Но нынешний год – не только повод для праздника, но и рубеж, на котором хочется остановиться и подумать, куда следовать дальше. Уже в ближайшем учебном году школа встретит учеников в новом качестве. Реформа, как и обещали, коснулась и музыкального образования. Что ждет школу в будущем, с чем подошли педагоги и ученики к юбилею, о профессии и планах состоялся разговор с директором школы, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Ковальчуком.

Владимир Авдеевич, накануне 60-летия школа выглядит именинницей. Совсем недавно закончены работы в концертном зале, теперь капитальный ремонт можно считать завершенным?
 
- Пожалуй, мы единственное учреждение культуры, которое прошло полный капитальный ремонт. Причем, сделали его так, что ближайшие 30 лет городской бюджет может жить спокойно - это чрезвычайно долгосрочное вложение.
 
Но дался-то он немалой кровью! И начался, насколько помню, с пожара...
 
- И не вспоминайте! При работе на крыше от искры загорелся чердак. Я, по-моему, в чем был, в том и прилетел на объект. Потушили, обошлись не самыми большими потерями. Но хрустальную люстру в зале не уберегли - не выдержала, рухнула. До сих пор не верится, что мы этот ремонт пережили. В общей сложности потратили 35 миллионов. Сумма для нашего города невероятная - все, кроме стен, заменили. Каждый этап продумали до мелочей. И представьте, среди всей этой красоты – кресла, которым 50 лет: из них вата лезет, они скрипят, разваливаются. Решить проблему помогли счастливый случай, иначе не назовешь, и Петр Михайлович Гаврилов, генеральный директор комбината и депутат Заксобрания края.
 
Каким образом?
 
- В рамках проекта «Территория культуры Росатома» при поддержке госкорпорации в нашем зале прошло три замечательных мероприятия - преподаватели московской консерватории провели концерты и мастер-классы. Петр Гаврилов был на этих концертах, видел, насколько нелепо смотрятся в только что отремонтированном шикарном зале складные стулья. А потом совсем как в сказке: нам перечислили 2 миллиона, мы выбрали лучшие образцы, между прочим, минусинской фабрики, получившей за свои изделия золотую медаль на международной выставке. К креслам заказали еще и театральные диванчики. На сэкономленные на конкурсе двести тысяч удалось еще звукотехническое оборудование для концертного зала приобрести. Да еще ГХК выделил восемьдесят тысяч на костюмы для хора. По состоянию технической базы и оснащению мы сейчас имеем уникальную возможность проводить не только научно-практические конференции, но и фестивали, исполнительские конкурсы даже международного уровня.
 
А если вспомнить, с чего начинали?..
 
- Мы до сих пор бережно храним копию приказа директора «Почтового ящика № 20» (так назывался в то время ГХК) Александра Белова от 6 октября 1953 года об открытии музыкальной школы «в целях удовлетворения многочисленных запросов трудящихся города». Сначала занятия проводились в кинотеатре «Спартак», а с открытием десятилетки в школе №1 отвели для музыкалки три класса — это 7 педагогов и 80 учеников. Из инструментов - рояль, три пианино и три баяна. В 1978 году, когда школе исполнилось 25 лет, ей присвоили имя Модеста Мусоргского.
 
За это время у ДШИ почти 5 тысяч выпускников. Ученики, наверное, совсем другие сегодня приходят…
 
- Каждые несколько лет поколение меняется, соответственно должен изменяться ты, искать другие подходы. То, что работало 10 лет назад, сейчас не работает. Дети не стали ни плохими, ни хорошими, они просто другие.
 
Вы обсуждали эту тенденцию на региональной конференции педагогов музыкальных школ? Или более глобальные темы были в центре внимания?
 
- Мы для того и собрались, чтобы понять, что важно для школы в условиях перехода на некую новую форму существования. Школа повысит статус и станет первой ступенью предпрофессиональной подготовки. Это и волнует всех. Таким образом государство пытается подтолкнуть ситуацию, поднять упавший престиж профессии. Пусть и несколько искусственными, даже силовыми методами. Но пока реформа вызывает много вопросов. Все, что относится к профподготовке, и войдет в государственный стандарт, будет дотироваться государством. А как содержать все остальное – вопрос. Если переведут школы на платную основу, мы потеряем половину учеников.
 
 Не приведет ли такой подход к сокращению музыкальных школ?
 
- Уже приводит. Не совсем понятно, что будет с общеэстетическим отделением. А оно самое многочисленное, плюс отделения в общеобразовательных школах. С 1 сентября вступает в силу новый закон об образовании, который во всей стране только-только ставит вопрос о поисках пути интеграции со школой. Мы идем этим путем уже давно – 30 лет. Как только открыли филиал ДШИ на Ленинградском проспекте, сразу создали общеэстетический класс в лицее №103 «Гармония». Там цикл наших предметов - хореография, музыка, изобразительное искусство - встроен в общее расписание. И надо сказать, что такое обучение дает хорошие результаты. Теперь такое отделение есть в школе №93.
 
Как вы считаете, профподготовка будет востребована?
 
- При той пресыщенности предложениями дополнительного образования в городе, которая существует сейчас, нужно понять, чем и как нам от других отличаться. И не только отличаться. Мы ведь, предлагая все эти услуги, еще и как образовательное учреждение несем большую ответственность за качество образования. С пяти лет начинаем обучение, а не с 6-7, как раньше. Но и с четырех лет в массовом порядке поведут, только предложи. Но мы не можем упасть на уровень кружка, не должны полностью идти за родительским спросом. А родители хотят, чтобы немножко научили чуть-чуть играть, чуть-чуть танцевать, не загружать домашними заданиями, зачетами.
 
 В мое время такого не было!
 
- Наши выпускники только шаг сделают в училище - будут приняты на ура. И будут учиться, они подготовлены. Но они не делают этот шаг. И часто мешают именно родители. Взрослые стали более меркантильными, сразу спрашивают: а что даст моему ребенку музыкальное образование в дальнейшем, сколько денег принесет? Эстетическое развитие уже не в счет! Поэтому начинать надо с родителей, с их просвещения. Есть у взрослых заинтересованность и понимание, для чего их ребенок получает музыкальное образование, значит, дети будут учиться.
Музыканты сейчас очень востребованы – в оркестрах играть некому, а в школах – преподавать. В принципе, развитие есть, но нет высокого престижа профессии и желаемого материального благополучия. Хотя, надо сказать, что ни в одной сфере нет. Разве мы можем сейчас родителям назвать такую профессию, где гарантированно ребенок будет материально обеспечен?
 
И все же от грустного к светлому. Как собираетесь праздновать юбилей?
 
- Весь год все концерты проходят под знаком 60-летия. О самом торжестве еще думаем. Есть планы, как привлечь постоянных и новых слушателей. Мечтаем нашу площадь перед школой превратить в концертную площадку. Есть уже проект благоустройства. В центре площади запроектирован фонтан, у фонтана – зона отдыха с декоративным ограждением, диванами, освещением, топиарным (фигурным) озеленением. Крыльцо главного входа – сценическая площадка. И вот тогда для наших горожан мы сможем давать концерты классической музыки прямо под открытым небом. Это очень красиво, когда живая музыка рождается прямо на глазах зрителя, смешиваясь со звуками города. Творческих коллективов у нас много. И каждый может выступать с сольной программой. Я уверен, такие концерты на открытом воздухе будут очень популярны.
 
Елена НАУМОВА
 
Это интересно:

Ежегодно воспитанники ДШИ привозят в родную школу около 100 дипломов победителей и лауреатов конкурсов самого разного уровня. География побед – Словакия, Чехия, Финляндия, Франция, Великобритания. Ближайшие планы – Зальцбург (Австрия).

В школе действует 10 творческих коллективов и ансамблей учащихся и преподавателей.

В ДШИ 6 филиалов, обучается 1410 человек игре на 12 инструментах, а также хоровому пению, по предметам общеэстетического направления, на отделениях народных инструментов, фортепианном, оркестровом. Половина преподавательского состава – выпускники школы.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения