«Страсти по культуре» в Железногорске продолжаются. Уже несколько недель город лихорадит. Родители плачут, педагоги возмущаются, артисты в шоке. Бурно обсуждают грядущие сокращения людей и перераспределение финансов. А мы в этих непростых условиях пообщались с руководителем Управления культуры администрации ЗАТО г. Железногорск Яной Янушкевич, чтобы получить ее оценку происходящего.
- Яна Олеговна, для железногорского обывателя ситуация выглядит так: дети учатся в музыкалке и художке. Театры ставят спектакли. В музее проводят выставки. И всё, вроде, хорошо. И вдруг приходят и говорят: надо проводить реформы. Закономерный вопрос: а что не так?
- Мы привыкли ценить культуру, скажем так, немножко заочно. Объясняю, почему. Безусловно, показатели этого года сравнивать не очень честно, и тем не менее. Как часто наши выпускники детских школ искусств становятся студентами специализированных ВУЗов? Насколько заполняются наши залы на не премьерных спектаклях? Часто ли у нас ставятся спектакли на те средства, которые не относятся к программе «Культура малой родины»? Безусловно, у нас прекрасные театры. Два профессиональных театра – это огромное богатство для нашего небольшого города. Но как часто наши зрители или вы сами вне работы бываете на наших спектаклях?
- Я в основном с детьми в «Золотой ключик» хожу.
- Как часто там бывали заполнены все 70 мест?
- К сожалению, не всегда, да.
- Есть такое понятие, как премьерный зритель. Наши залы в хорошее время заполнялись на сто процентов на трёх первых премьерных спектаклях. Потом классно, если у нас набирается примерно половина зала.
Далее. Мы привыкли к тому, что у нас прекрасный парк. И он действительно в этом году очень выручал нас, железногорцев, во время самоизоляции – просто от депрессии спасал. Но когда у нас обновляется парк аттракционов? Такой возможности, к сожалению, нет, потому что это очень дорогое удовольствие.
У нас, действительно, учреждения работают с большой самоотдачей. Их сотрудники - подвижники, которые влюблены в своё дело. Этого никто никогда не будет отрицать. Но. Мы сейчас замерли в какой-то одной точке, которая была прекрасна лет 20 назад. Нас очень подводит близость к Красноярску, его транспортная доступность. Люди, которые хотят посмотреть что-то интересное, побывать на нестандартных культурных событиях, едут туда. И что мы слышим в результате? А у нас ничего интересного не происходит. Есть люди, которые стандартно ходят на какие-то мероприятия. Но узок круг этих людей, и мы, к сожалению, из-за закрытости не можем привлечь новых зрителей и посетителей. Это действительно большая проблема – для музея, театра, парка.
Кроме того, у нас прекрасные детские школы искусств. Но там нет современных роялей. Инструменты эти, действительно, нужные, но я сейчас не скажу даже, когда они последний раз обновлялись. Учителя на последних встречах с руководством города об этом говорили. Чтобы их постоянно поддерживать в работоспособном состоянии, необходимы дорогостоящие специалисты.
На самом деле это такой большой ком проблем. Безусловно, мы можем сказать фразу, которую я уже слышала несколько раз: «Не трогайте нас. Оставьте нам те деньги, которые у нас всегда были, и мы будем жить дальше, нам будет хорошо». Но сколько лет мы ещё выдержим в таком режиме? Десять? Я не думаю. Мы можем сейчас просто спровоцировать стагнацию. И мне бы этого очень не хотелось. Можно жить сегодняшним днём. А можно заглянуть вперёд и начать принимать меры. Да, это будут непопулярные меры, и кому-то они принесут дискомфорт – мы это тоже прекрасно понимаем. Но к сожалению, ситуация складывается так, что оттягивать дальше мы не можем.
- История приобрела довольно странный бэкграунд: уволим техничек и на этом сэкономим на ремонты крыш. Но, наверное, не совсем так всё это планировалось? Информация ходит самая разная. Что зарплаты руководителей составляют больше сотни тысяч, а у замов приближены к сотне. Замглавы Михаил Будулуца недавно в интервью «Новости. Время местное» озвучил, что на зарплату одного заместителя директора в учреждении культуры можно целый хор содержать.
- Вполне возможно, что со всеми премиальными, стимулирующими выплатами и так далее заработная плата директора может приблизиться к сотне тысяч. Есть такой факт. Больше, наверное, уже нет, потому что есть определённые сдерживающие механизмы, ну и у нас уже появятся определённые вопросы по поводу целесообразности распределения доходов.
Что касается вот этого тезиса «уволим техничек – починим крышу». Действительно, мы сейчас ещё одну больную тему озвучили. У нас есть большие проблемы с ремонтами зданий. Большинство наших зданий – ровесники города. У нас проблемы с Дворцом Культуры, с крышами Центра досуга и ДК «Старт», с фасадом ДК «Юность». И даже если мы сейчас внезапно решим уволить всех техничек, контролёров, билетёров – нам не хватит этих денег. Поэтому давайте не будем пугать людей. Мне очень не хочется, чтобы они стали разменной монетой и объектом манипулирования. Это на самом деле очень страшно наблюдать с нашей позиции.
Мы понимаем, что есть перспектива в сокращении административно-управленческого аппарата. Директор – это руководитель, который несёт полную ответственность за то, что происходит в его учреждении. Заместитель директора с нашей точки зрения, безусловно, ценный, нужный руководитель. У него есть определённый функционал. Есть задачи, которые – если мы доверяем директору – решать может только этот конкретный человек или человек, обладающий конкретным набором знаний, умений и навыков. Но, когда мы понимаем, что количество заместителей директоров иногда превышает, скажем так, точку неудивления, мы начинаем работать в этом направлении. Часть директоров, кстати, прекрасно понимают эту точку зрения и готовы оставаться с одним заместителем.
Что касается меня, я не могу требовать от своих директоров того, чего я не сделаю сама. И с 2021 года у меня из двух заместителей останется один. Я думаю, что это, может быть, как-то поможет моим коллегам-директорам принять похожее решение. Да, это непростое решение. Но, на мой взгляд, руководитель должен понимать, как он может распределить нагрузку и задачи в своём коллективе, чтобы именно среди административного аппарата весь необходимый функционал выполнялся.
- Как выходить из ситуации, которая спровоцировала волну скандалов и конфликтов?
- Безусловно, работать с людьми, говорить, идти в коллективы. Будем продолжать общаться. Сейчас работаем над концепциями, обсуждаем варианты штатных расписаний. Когда придём к некому конкретному варианту - вот тогда будет смысл разговаривать с людьми. Потому что, на мой взгляд, преждевременность не всегда целесообразна. Волнения есть не во всех коллективах, слава Богу. Из десяти учреждений у нас в восьми работа идёт в штатном режиме.
То, что сейчас произошло в двух учреждениях, это некий системный сбой. Это значит, что в том числе и я, и мои заместители, и руководители учреждений пропустили какой-то момент в коммуникациях. Будем это всё исправлять, пытаться найти общий язык и точки соприкосновения. Очень надеюсь, что меня сейчас услышат. Это не громкие слова, это не попытки манипулировать людьми, это не речевые уловки. Это действительно наши планы, мы рассчитываем, что найдём общий язык с коллективами.
- Яна Олеговна, так куда движемся? Что в результате всех этих преобразований хотите получить?
- У меня есть мечта. Чтобы культура в городе была конкурентоспособной. Чтобы жители выбирали вечером, куда они сегодня пойдут. Чтобы все учреждения были отремонтированы и соответствовали современным представлениям.
Чтобы Детская школа искусств имени Мусоргского, художественная школа, школа Подгорного были приверженцами не только традиционных форм работы, но и развивались. Чтобы дети могли участвовать в престижных конкурсах, побеждать, и чтобы выходцы из Железногорска продолжали учиться в консерваториях и академиях. Чтоб мы потом смотрели в Третьяковке на их работы и гордились, что мы ходили по одним улицам.
Понимаете, я могу очень много рассказывать. Но ещё раз: всё это возможно, только если сейчас мы найдём приоритеты, чётко их обозначим. И будем идти вперёд, иногда смиряясь с тем, что нам немножко неудобно в пути. Но мы знаем цель.
Беседовала
Екатерина ЛИТВИНОВА