На сцене железногорского театра оперетты 19 декабря пройдет еще один долгожданный вечер из цикла Декабрьских вечеров, которые несколько лет назад были инициированы заслуженным деятелем искусств РФ, главным дирижером театра Леонидом Балабайченко. 4 декабря маэстро исполнилось бы 85 лет.
Говорят, в день рождения ангелы-хранители спускаются с небес, чтобы услышать все добрые пожелания в адрес именинника и исполнить их. А что происходит, когда человек покидает этот мир и уходит от нас навсегда? Нет, я не верю, что навсегда! Пока память о человеке жива, жив и сам человек. Он в наших мыслях, словах, поступках, музыке.
Оказалось, что тех, кто знал Леонида Балабайченко лично, был на его концертах, тесно работал с ним и вместе служил Его Величеству Музыке, немало в нашем городе, да и за его пределами. И того объема статьи, который предусмотрен, вряд ли хватит на все воспоминания о нем. А так хочется, чтобы их услышали…
И еще, помимо этих людей, есть человек, который знал его лучше остальных и был всегда рядом. Татьяна Владимировна Балабайченко на протяжении многих счастливых лет совместной жизни - жена маэстро. Сегодня она хранит память о нем и о том времени, когда они были вместе. «…Я всегда знала, что на первом месте у Лени неизменно была музыка, - говорит Татьяна Владимировна. - Но я никогда по этому поводу не переживала. Однажды меня спросили: «…И ты не ревнуешь?» Я ответила, что нет. Потому что изначально полюбила и приняла его вместе с музой».
Леониду Аркадьевичу всегда был свойственен внутренний непокой, жажда жизни, где пальма первенства отдавалась, конечно же, музыке. А в мире, как известно, всегда действует закон резонанса. То, о чем мечтает, о чем думает человек, то он и притягивает к себе. К нему тянулись такие же неравнодушные, беспокойные, творческие личности, как и он сам.
«В школе у нас когда-то был замечательный коллектив «Фантазия», - вспоминает Алла Круглова, заведующая оркестровым отделением ДШИ им. М.П. Мусоргского, педагог по классу скрипки и руководитель ансамбля «Камерата». - В него вошли исполнители с разными инструментами, в принципе не сочетающимися друг с другом. И однажды нам на глаза попалась партитура, написанная по мотивам известных оперетт. И Леонид Аркадьевич, откликнувшись на нашу просьбу привести это к общему знаменателю для нашего разношерстного коллектива, сделал интереснейшее попурри под названием «Цыганская рапсодия». Она пользовалась большой популярностью у зрителя.
Самая главная заслуга Леонида Аркадьевича не только в том, что он мастерски и виртуозно делал аранжировки, но и в том, что они могли быть сыграны на любой состав. И все всегда звучало великолепно! В чем секрет? Маэстро прекрасно владел фортепиано, а этот инструмент может изобразить всю оркестровую палитру. Голос каждого оркестранта был так прописан, как будто он сам владел всеми инструментами. Его талант достоин восхищения! Я с большим пиететом отношусь к тому наследию, которое он после себя оставил. Мы дорожим этими нотами, играть по ним - одно удовольствие!»
Татьяна Балабайченко
«Я всегда знала, что Леня очень неравнодушен к французской культуре…. Язык, что музыка - напевный и мелодичный, а сама музыка - необыкновенный коктейль из страсти и романтики. И вот однажды нам посчастливилось побывать в Париже! Правду говорят, что впечатления и эмоции трудно передать словами. Необходимо окунуться с головой в парижскую атмосферу «свободы и равенства». А после поездки я преподнесла ему сюрприз: выучила и спела на французском языке его любимую песню. Он был очень удивлен и тронут. А я по сей день вспоминаю этот вечер…»
«Полжизни Леонид Аркадьевич отдал этому городу и театру, - делится воспоминаниями Татьяна Дружинина, педагог по фортепиано ДШИ им. М.П.Мусоргского. - Его имя имеет полное право стать брендом Декабрьских вечеров, где всегда звучала настоящая классическая живая музыка. С сегодняшним директором школы Татьяной Александровной Петровой мы вместе уже с 1995 года, и так сложилось, что, работая в театре оперетты, мы одновременно познакомились и с маэстро.
На тот момент у нас уже был полноценный фортепианный дуэт двух Татьян. И, благодаря знакомству с Леонидом Аркадьевичем, наш дуэт перерос в творческую триаду.
Он всегда и во всем нас поддерживал: приходил на наши выступления, слушал нас, а после всегда очень тактично и интеллигентно делал свои замечания, давал рекомендации, направлял нас в нашем творчестве. Он всегда был чем-то увлечен и постоянно от него было слышно: «Ой, хочу вот это!... И вот это. А вот это послушайте!.. »
Его талант музыканта, гениального аранжировщика неоспорим. Но я хочу еще поблагодарить его за умение быть единомышленником и другом. Нотный материал - это очень важно для музыканта, но когда в тебя еще и безоговорочно верят, поддерживают - это дорогого стоит!»
«Однажды, при подготовке к очередному региональному конкурсу юных концертмейстеров, у нас появилась идея, - присоединяется к разговору Евгения Терехина, артистка оркестра театра оперетты, педагог по скрипке ДШИ, - и мы пришли к Леониду Аркадьевичу с нотами огненных и страстных испанских мотивов, которые сразу вскружили ему голову, и он воскликнул: «Это же мое любимое!» Это был испанский композитор Исаак Альбенис и его симфония, которая состояла из нескольких частей. И все это Леонид Аркадьевич превратил в единое музыкальное полотно для скрипки и фортепиано. И наши дети на конкурсе заняли первое место… Он никогда не отказывал. А если ему нравилась какая-нибудь идея или сама музыка, он загорался моментально! И таков он был по жизни! Это такие неповторимые моменты, которые никогда не забыть. А его ноты - это настоящие эксклюзивы. И наша задача - сохранить его наследие, возможно, впоследствии издать сборник его великолепных аранжировок».
Татьяна Балабайченко
«В нашем доме всегда были гости, особенно по вечерам. К нам приходили друзья, приводили с собой своих хороших знакомых. Мы пили кофе и слушали музыку. За разговорами о музыке и жизни засиживались далеко за полночь. В комнате был полумрак, весной и летом открывали окна настежь. Прохлада ночи смешивалась с сигаретным дымом и кофейным ароматом. В моей памяти все это до сих пор очень живо».
«Я пришла в театр оперетты неопытной молодой артисткой, - вспоминает Елена Вырезкова, ведущая солистка Железногорского театра оперетты, - и Леонид Аркадьевич, как дирижер, главный человек для вокалистов, поддержал меня. Каждый раз перед выходом на сцену говорил: «Не бойся, девочка, я тебе, если что, всегда помогу». Все наши вокалисты были в добрых и заботливых руках маэстро. Я успела с ним спеть очень много интересного из классического репертуара и очень этим дорожу».
***
Леонид Аркадьевич Балабайченко на протяжении всей своей жизни служил Музыке. Его имя знакомо каждому, кому посчастливилось однажды прийти в железногорский театр. А что касается профессиональных музыкантов, его коллег по театру, то тут и говорить будет излишне. Они знают его не только как профессионала высокого класса, как человека, заслужившего государственные награды и звания, но и как истинного творца, иногда сомневающегося в себе, но ежедневно доказывающего своей работой, что талант - это прежде всего великий труд!
И коллеги, и зрители, и друзья - все едины в одном: он жил и дышал музыкой! Рядом с ним невозможно было не любить Шостаковича, Рахманинова, Моцарта, Шопена, Римского-Корсакова, Стравинского… Маэстро всегда вдохновлял, он поддерживал, он горел, он заражал! Он дарил крылья! И сегодня на нас лежит большая ответственность, чтобы не растерять, бережно сохранить и приумножить традиции, которые были заложены маэстро Леонидом Балабайченко, не только в театре, но и в культурном пространстве нашего родного Железногорска!
Татьяна Балабайченко
«После какого-нибудь концерта или спектакля мы с Леней спешили домой. Поэтому общения с публикой после выступления не получалось. Это из зрительного зала может показаться, что нет ничего сложного - стоять за дирижерским пультом. А на самом деле меняли не одну мокрую рубашку за концерт… Но часто, когда мы просто прогуливались вместе, к нам подходили горожане и спрашивали: «Когда будет ваш следующий концерт, Леонид Аркадьевич? Мы очень ждем!»
«В музыке он стал моим ангелом-хранителем с самых первых шагов на профессиональной железногорской сцене, - вспоминает заслуженная артистка РФ, ведущая солистка Красноярского музыкального театра Валентина Литвина. - Далее, работая в разных театрах, наш творческий союз не прерывался, и в моем багаже было немало совместных концертных программ. Оркестровки маэстро отличались высочайшим профессионализмом и неповторимым почерком. Леонид Балабайченко - это творческий лидер, его имя – это духовный ориентир в мире музыки и оплот высокой культуры не только Железногорска, но и за его пределами».
Подготовила Татьяна ДРЕМИНА