Гастроли - важнейшая часть жизни любого театра. Это новые зрители, впечатления, источники вдохновения. И, что уж скрывать, дополнительные возможности заработка для артистов. Неслучайно вопрос о формировании гастрольной труппы всегда являлся за театральными кулисами одним из самых пикантных. Но железногорский театр оперетты, похоже, в отношении гастролей не является «любым» театром. Если судить по имеющейся в распоряжении редакции информации, гастроли приносят пользу всем, кроме самих артистов.
ЧЕМ НАША ОПЕРЕТТА БОГАТЕЕТ
Прошедший год из-за эпидемиологических ограничений не является показательным. Поэтому анализируем финансовые показатели гастрольной деятельности Театра оперетты в 2019 году. Хотя и в 2020- ом есть нюансы, достойные внимания широкой публики.
В 2019 году общий внебюджетный доход Театра оперетты от сценической деятельности составил 6 755 763 рублей. Коммерческие доходы от продажи билетов не являются единственной и, более того, базовой статьей дохода железногорской оперетты. На основании формируемого муниципального задания театр получает финансирование напрямую из городского бюджета. С учетом краевых и федеральных денег Театр оперетты получил из бюджетов всех уровней 65 776 868,61 рублей. Легко заметить, что по структуре доходов он является глубоко некоммерческой организацией.
Бюджетное финансирование покрывает основные потребности театра: зарплата труппе, административному и вспомогательному персоналу, коммунальные расходы и прочее. Так, фонд оплаты труда в театре составил в 2019 году 56 902 611, 32 рублей.
НЕ ПРЯЧЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ
Если вернуться к внебюджетным деньгам, то интересен не только их приход. Важно, куда эти средства театр тратит. Здесь много разных статей. Например, на транспорт в 2019 году израсходован 1 044 547,99 рублей. Плюс 320 269,31 рублей ушло на закупку бензина. Итого из внебюджетных поступлений на транспорт был потрачен 1 364 817,30 рублей. Вероятно, такие расходы оправданы.
Есть важная в современном искусстве статья расходов - авторские отчисления. Вокруг них существовали самые разные версии о размере и доле этих отчислений. В 2019 году на авторское вознаграждение было потрачено из внебюджета 556 131,10 рублей, что не превышает 8 процентов от всех доходов от продажи билетов. И это никак не приближается к декларируемым в отчетах 20 процентам авторских отчислений.
Еще одним загадочным числом являются расходы на реализацию театральных билетов. Они составили в позапрошлом году 1 192 018,67 рублей. От общей суммы, полученной за продажу билетов, эти деньги составляют 17 процентов. Такой процент удивителен тем, что в Зеленогорске, где театр провел значительную часть гастролей, комиссия за продажу билетов составляет 5 процентов.
В Канске - 15 процентов, в Ачинске - 8-16 процентов. Отметим, на выезде Театр оперетты выручает менее половины доходов от продажи билетов. При этом наш Дворец культуры с Театра оперетты комиссии за продажу билетов не берет. Очень хочется увидеть тех людей, которые зарабатывают на продаже театральных билетов кругленькие суммы.
Очевидно, что для получателей комиссионных гастроли выгоднее, чем для труппы. Ведь ни артисты, ни режиссеры, ни сотрудники художественно-постановочных цехов не получают от гастрольной деятельности НИЧЕГО. Более того, не получают они никаких денег и от продажи билетов в Железногорске. Видимо, все поглощают авторские и комиссионные.
Хотя нет, не все. Есть еще одна статья расходов - содержание сайта театра. В 2019 году на него потрачено 359 352 рублей. Из денег, что заработали артисты.
ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ
В 2020 году доходы театра от выступлений на сцене, конечно же, резко упали. Всего выручка составила 2 876 290,00 рублей.
Надо заметить, что бюджетное финансирование театра практически не изменилось и составило в 2020 году 64 577 542,18 рублей. Это еще один парадокс в жизни театра: работает он или не работает - горожане платят за него сполна. Предваряя вопросы, скажем, что в 2021 году бюджетное финансирование остается на прежнем уровне.
Если вернуться к расходам внебюджетных фондов 2020 года, то можно заметить, что перекосы здесь сохранились прежние. Хотя и отличия тоже есть. Если на транспортные расходы потрачено 474 615,00 рублей, то на бензин не израсходовано ни копейки в отличие от 2019 года.
Доля авторских отчислений снизилась в общей массе до 6,3 процента, что в абсолютном значении составило 176 706,75 рублей. Доля расходов на продажу билетов сохранилась на уровне 18 процентов, что в абсолютном выражении оказалось равным 462 184,77 рублей.
Доля труппы, которая собственно и зарабатывает деньги, выступая в Железногорске, Зеленогорске, Канске, Ачинске и других городах, опять оказалась равна нулю.
Зато сайт снова не обижен - 299 325,00 рублей. Хотелось бы видеть тех людей, которые так неплохо для себя продают билеты и поддерживают театральный портал. Нет, завидовать, конечно, не надо. Возможно, эти деньги были заслужены. Но почему за счет артистов? Их об этом спросили?
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТЕАТР?
Конечно же, с творчества. Творчество - основа всякого искусства и культурной деятельности. И творческие люди в творческом процессе должны быть главными. Они должны определять вектор движения театра, направление его развития, его будущее и настоящее. Без этого останется бессмысленная бюрократия, пустое перемалывание бюджетных средств и зажатые, задерганные и нищие артисты.
Давайте посмотрим, кто руководит театрами нашей страны. Вот Мариинский театр. Во главе художественный руководитель Валерий Гергиев. Что интересно, не экономист или менеджер, а выдающийся музыкант. Во главе БДТ имени Г.А. Товстоногова художественный руководитель Андрей Могучий, выдающийся театральный режиссер. Художественный ру ководитель МХТ им. А.П. Чехова режиссер Сергей Женовач. Другой известный театр - пусть даже с некоторой скандальностью - «Гогольцентр». Бывшего художественного руководителя Кирилла Серебренникова следственные органы обвиняли не в творческих экзерсисах, а во вполне земных финансовых махинациях. А это значит, что художественный руководитель настоящего театра руководит по-настоящему, то есть еще и деньгами управляет.
Можно взглянуть и поближе. Новосибирский театр оперы и балета - во главе художественный руководитель Владимир Кехман. Красноярский театр оперы и балета - художественный руководитель Сергей Бобров. Красноярский театр юного зрителя - художественный руководитель Роман Феодори.
А кто же художественный руководитель железногорского театра оперетты? А нет его. Нет совсем. Причем нет так давно, что все уже забыли, что в театре бывает такая должность. Здесь он даже штатным расписанием не предусмотрен.
Зато есть директор. И еще два заместителя, по совместительству являющиеся близкими родственниками. Какая-то «Сказка о тройке» по-железногорски. Возможно, именно потому, что театром управляют бюрократы, при распределении внебюджетных доходов оказались забыты артисты.
Естественно, сами бюрократы не забыты. В ходе проведенной в театре проверки установлено, что заместитель директора по зрителю и старший администратор (по совместительству старший билетный кассир) ежемесячно в течение 2019 года получали по договорам ГПХ деньги за реализацию билетов. При этом реализация билетов в должностных обязанностях у обеих гражданок прописана без всяких дополнительных договоров. В результате дополнительно к заработной плате в 2019 году первая получила 509 046,31 рублей, вторая - 285 268,35 рублей. Можно предположить, что 2019 год не одинок.
Вот, собственно, чем объясняется отсутствие гонораров из внебюджетных средств у артистов. Их проели их непосредственные начальники.
Театр оперетты, безусловно, нужен Железногорску. Но театр - это режиссеры, балетмейстеры, артисты, музыканты, художники, реквизиторы, звукорежиссеры, работники сцены... А директор, его заместители и администраторы - вспомогательный персонал. Это общетеатральная истина. Может, нашему Театру оперетты пора восстановить свой театральный статус?
Петр СОРОКИН