Пятница, 29 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

У БЮДЖЕТНОГО КОРЫТЦА

14 марта 2021 / Культура / 0
На прошлой неделе заместитель главы ЗАТО Железногорск по социальным вопросам Евгений Карташов встретился с представителями коллектива Театра оперетты. Рассматривалось несколько вопросов. Основной: кому должны доставаться деньги от гастролей? «Очевидно, что тем, кто их зарабатывает,- считает Карташов. — Но, похоже, эта аксиома только не для нашего Театра оперетты». Бурная дискуссия развернулась и по поводу потери зрительского интереса. А ведь так было не всегда.

В 1993 году газета «Город и горожане» писала: «Начинался театр как музыкально-драматический, и это имело решающее для него значение. Он складывался сразу как театр переживания, а не трюков и чистой актерской техники. Театру повезло с режиссурой. На нашей сцене осуществили свои постановки известные режиссеры оперетты Матвей Ошеровский, Александр Закс, Борис Рябикин. Все они обладали высокой профессиональной культурой и были незаурядными личностями. В наших спектаклях пели Татьяна Шмыга, Мирдза Озолиня, Юрий Веденеев, Валерий Барынин, Светлана Варгузова, а в концертах принимали участие Зиновий Высоковский, Александр Ширвиндт, Ольга Аросева, Андрей Миронов. За дирижерским пультом стояли замечательные мастера — Лев Осовский, Анатолий Кремер. Вместе с тем, на нашей сцене, в нашем городе были воспитаны великолепные актеры. В числе лучших комиков Союза критики называли Геннадия Бугреева. Высочайшие оценки получали наши солисты Валентина Юркевич и Виктор Волков. Театр исколесил полстраны, оставляя добрую славу и восторженных поклонников».

Славные традиции Музыкально-драматического театра Красноярска-26 продолжают звезды Железногорского Театра оперетты — артисты Елена Вырезкова, Сергей Китаев, Иван Слуцкий, Ольга Зайцева, Роман Ридзель, Наталия Рон. А также мастера сцены: заслуженные артисты РФ Вера и Николай Алексеевы, Виктор Бояринов, Ирина Чиканова. Присутствует в театре и «свежая кровь» — это молодые талантливые Зинаида Бутузова, Нелли Оводова, Татьяна Летавина, Валерия Зеленская. Только о масштабных гастролях, например, в Москву или Владивосток, которые в прежние времена продолжались месяцами, теперь никто и не мечтает — слишком дорого. Но любой театр не может жить без выездных показов, это для труппы как глоток свежего воздуха. Кроме того, гастроли театров и исполнителей являются важнейшим инструментом сохранения единого культурного пространства страны, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей и обеспечения всем гражданам равного доступа к культурным ценностям. Именно поэтому Правительство Российской Федерации рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать в соответствующих бюджетах в приоритетном порядке средства на постановку спектаклей, в том числе для детей и юношества, а также на проведение гастролей театров. (Постановление Правительства РФ от 25,03 1999 г. № 329 (с изменениями на 14 июля 2020 года).

Итак, театр в России функционирует с целью обеспечения общественного блага, а не для того, чтобы зарабатывать. Все заработанное вкладывается в процесс, обеспечивающий повышение уровня предоставляемых услуг. К примеру, в 2019 году сумма муниципальной поддержки железногорского Театра оперетты составила 59 985 628,61 рублей. С учетом краевых и федеральных денег Театр оперетты получил из бюджетов всех уровней 65 776 868,61 рублей. В пандемический 2020 год эта сумма практически не изменилась и составила 64 577 542,18 рублей. Только вот говорить о том, что наш театр пользуется такой же популярностью, как и прежде, значит, покривить душой. Не идет зритель ни на спектакли, ни на концерты. А ведь цена билетов вполне приемлемая. Не полторы-три тысячи как в красноярском ТЮЗе. Только билеты на спектакли Феодориди буквально улетают!

Самое печальное, что некоторые сотрудники театра и даже артисты считают: причина потери зрительского интереса заключается в том, что Дворец культуры привозит в город спектакли — антрепризы и популярных артистов эстрады. Дескать, именно они собирают всю кассу. И почему бы эту практику вообще не прекратить? Выходит, Театр оперетты, может существовать только вне конкурентной среды, когда у населения города просто нет выбора? Но старожилы Красноярска-26 прекрасно помнят, что на нашей сцене регулярно выступали артисты самого высокого уровня. И популярность местных служителей Мельпомены от такого нашествия ничуть не страдала. На самом деле, успех театра зависит от совокупности факторов и, прежде всего, от таланта режиссера и желания людей творить. В искусстве и творчестве только это имеет значение. А, когда есть только стремление пилить бюджетные деньги, загнать зрителей в этот театр невозможно. Ибо мало желающих тратить время на фрик-шоу в исполнении даже самых талантливых артистов.

Напомним, что одна из самых серьезных претензий муниципальной власти к руководству театра, состоит в том, что за период гастролей людям платили зарплату за счет субсидии на выполнение муниципального задания. Это является неправомерным расходованием бюджетных денег. Общая сумма расходов составила 497 850,26 рублей. Плюс страховые взносы 150 350,78 рублей. Итого: 648 201,04 бюджетных рублей. Но в 2019 году Театр оперетты заработал на гастролях 2 660 330 рублей, а общий внебюджетный доход учреждения составил 6 755 763 рублей. Почему же участникам гастролей из этой вполне солидной суммы оплачивались лишь командировочные? Конечно, организация выездных спектаклей, особенно за пределы ЗАТО, — дело не только хлопотное, но и затратное. В 2019 году из внебюджета только на транспорт было израсходовано более полутора миллиона рублей. Наверное, это оправдано, хотя и здесь тоже нужно разбираться. В 2020 году Театр оперетты успел до начала пандемии провести несколько мероприятий на выезде, но транспортные расходы в этом случае почему-то оказались равны нулю. Есть вопросы и к чрезмерным тратам на сайт учреждения — они приближаются к 400 000 рублей.

Недоумение возникает и по поводу доходов некоторых сотрудников администрации театра. Плановая выездная проверка использования театром муниципальных субсидий за период 2019-2020 г.г, выявила, что заместитель директора по зрителю и старший администратор, по совместительству находящаяся на должности «старший кассир билетный», получали по договорам гражданско-правового характера денежное вознаграждение за реализацию театральных билетов на спектакли. Причем, в данных трудовых договорах не был указан режим работы, поэтому невозможно определить, какое время было потрачено на осуществление трудовых обязанностей. Но именно эти обязанности, оказывается, закреплены в должностных инструкциях Учреждения для «заместителя директора по зрителю» и «старшего администратора». Тем не менее, в 2019 году за реализацию билетов заместителю директора дополнительно к зарплате было начислено 509 046,31 рублей, а старшему администратору — 285 268,35 рублей. Оплата данного денежного вознаграждения производилась за счет средств от приносящей доход деятельности. Не те ли это деньги, что могли получить артисты за гастроли в 2019 году? Как понимать данную щедрость, учитывая, что другим сотрудникам платят буквально копейки?

— Мы получаем краевые субсидии на городскую культуру только потому, что в парке зарплата больше средней, поэтому по городу она приемлемая, чтобы претендовать на региональную поддержку, — говорит заместитель главы ЗАТО Железногорск по социальным вопросам Евгений Карташов. — А в Театре оперетты системно недоплачивают людям, которые заняты в производстве спектаклей. Руководство театра много лет сообщает труппе, что средств не хватает, потому что учреждение перечисляет деньги в бюджет. На самом деле, театр не перечисляет в бюджет ни копейки. Театр — это в принципе глубоко дотационная организация. Они получают 65 миллионов рублей из бюджета и зарабатывают примерно 6 миллионов. Если бы эти деньги шли на зарплату труппе, тогда было бы понятно. А так — нет...

К слову, проверки деятельности российских театров идут в плановом порядке. Иногда материалы проверок даже направляют в прокуратуру. К примеру, в конце прошлого года «прославился» МХАТ имени М. Горького, где Минкультом были выявлены «серьезные нарушения в использовании федерального имущества, расходовании средств на оплату труда, использовании гранта президента РФ при выполнении государственного задания, осуществлении государственных закупок, проведении ремонтных работ». Вездесущие Телеграм-каналы сообщали также, что худрук театра устроил на работу в театр всю свою родню с зарплатами, превышающими рядовые оклады в несколько раз. Впрочем, буквально на днях стало известно, что Генпрокуратура не нашла оснований для возбуждения дел ни по одному из выявленных нарушений. Руководству МХАТ было предписано лишь провести работу по устранению замечаний.

Наверное, нет ничего криминального и в том, что должности заместителей директора железногорского Театра оперетты занимают две родные сестры, а менеджер по кадрам и секретарь — супруга директора. Не так много возможностей в нашем маленьком городе, чтобы найти непыльную работу. Да и «как не порадеть родному человеку»?

Нам стало известно, что после статьи ГиГ «Гастроли по-железногорски» в театре впервые задумались о том, что нужно вводить ставку художественного руководителя. Это, действительно, лучшее вложение средств, чем содержать массу администраторов и заместителей директора, которые пытаются продать не ползующийся спросом товар.

В завершение позвольте процитировать слова Елены Ковальской, артдиректора Центра имени Всеволода Мейерхольда, руководителя «Школы театрального лидера»:

«Театр — планово-убыточная отрасль,- пишет Ковальская. — Это такая же роскошь цивилизации, как и бесплатная медицина, образование и общественная безопасность. В США, например, нет ни Минкульта, ни бюджета на культуру, ни театра (мюзикл и коммерческий Бродвей не в счет). Америке театр не нужен. А мы без него никак. Для нас театр — общественный форум, прорицатель, источник смыслов и место встречи; он заменяет нам реальность; чем хуже у нас живется, тем нужнее нам театр. Поэтому общество готово содержать его — даже та его часть, которая в театр не ходит».

Безусловно, также, что те, кто не дает иссякнуть этому источнику смыслов (артисты и персонал театра) должны получать зарплату, хотя бы не ниже установленной Президентом. Иначе театр превращается в мафию на прокорме у бюджетного корытца.

Петр СОРОКИН
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения