Знакомство с легендой
Сидим в кабинете директора музея и ждем гостя. Андрей Гаврилов делится эмоциями и планами - еще бы, в нашем музее теперь есть уникальная коллекция картин сибирских художников из коллекции Сергея Образцова.
- Конечно, для нас это событие, - говорит Андрей Гаврилов, директор МВЦ. - В этой коллекции картины раннего Поздеева - зарисовки, наброски, карандашные и угольные эскизы. Вообще, Сергей Семенович творчество раннего Поздеева-реалиста спас, и сейчас эти произведения есть только в нашем музее. Мне это кажется символичным - Образцов вырос в нашем городе.
И вот входит он - Сергей Семенович Образцов. Статный, аккуратный, динамичный, с живым интересом к людям, с которыми предстоит общаться. Сергей Семенович очаровывает с первых секунд, и кажется, что знаком с ним давно. Есть еще один эффект – его хочется слушать бесконечно, потому что о своей коллекции, о деле своей жизни Образцов рассказывает с настоящей любовью. Он такой один. Было время, когда его называли сибирским Третьяковым. Это было правдой, но лишь отчасти - в коллекцию Образцова художники картины в большинстве своем дарили. Коллекция Сергея Образцова представляет сибирское искусство с 30-х годов прошлого века до наших дней. В частном собрании Образцова более двух тысяч работ более чем 40 художников. Сергей Семенович на протяжении десятков лет собирал картины лучших живописцев и графиков, которые жили и работали в Сибири с середины ХХ века: Владимир Набоков, Виктор Воронов, Сергей Горбатко, Владимир Капелько, Андрей Поздеев, Владимир Бычинский, Гульнур Фуфачева, Сергей Бондин, Юрий Деев, Эраст Прохоров, Борис Ряузов, Валентин Теплов и другие.
Плеяда этих художников - особое явление в современном русском искусстве. Географическая удаленности Сибири от главных культурных центров страны не помешала художникам нашего региона достойно развивать лучшие традиции русского реалистического искусства и заниматься поисками новых средств эстетической выразительности. Именно художники Сибири одними из первых в стране пришли к интересным открытиям в системе композиции, к новому пониманию колорита, достигли совершенства в создании психологического портрета и разработке сюжета тематической картины. Многих из них Сергей Образцов знал лично, был с ними дружен. Когда он рассказывает о художниках и мастерах Сибири, то даже немного повышает голос и позволяет себе добавить немного пафоса. И это, поверьте, оправдано. Это подкупает, потому что максимально искренне.
Дар городу детства
- Самобытность сибирских художников в их характере и особой школе - Суриковской, - рассказывает Сергей Образцов. - Хотя прямой связи с Суриковым у большинства художников не было, конечно. Суриков создал школу, чтобы учить детей искусству. Сибирские художники - мастера пейзажа. Только они умеют так запечатлеть нашу природу. Взгляните на картины Тойво Ряннеля. А саянский пейзаж Владимира Набокова – он ведь воспевает Саяны! Он метровые работы писал с натуры, и сейчас пишет. Слава богу, жив, ему 83 года и до сих пор работает.
- Сергей Семенович, как вы решили стать коллекционером?
- Как до жизни такой дошел, хотите спросить? (смеется)
- Вы и в медицине поработали, и на стройке, и в народном хозяйстве…
- Да уж, было дело… В свое время отказался от учебы в школе КГБ - свобода все же важнее увлекательной профессии разведчика. Главное - всегда и во всем оставаться свободным и независимым человеком, быть самим собой. Закончив медицинский институт, оперировал, затем работал на «скорой помощи». Но медицину я вынужден был забросить, потому что аллергик. К слову сказать, с 1975 года я ни разу не болел и к врачам не обращался. Работал на стройке, был директор комбината питания в Красноярске, заместителем директора объединения общественного питания. Где я только не побывал, чему только не учился! Но суть-то не в том, что ты закончил, а в том, кем ты в этой жизни стал. Диплома искусствоведа у меня нет, но с детства есть интерес и любовь к книге и искусству. И в какой-то момент нашел для себя занятие тихое - собирание живописи сибирских художников. Первые картины были куплены на скромную зарплату госслужащего, а потом... Потом случилось чудо. Потому что Андрей Геннадьевич Поздеев передал в дар все свое раннее реалистическое творчество, десятки своих лучших работ последних лет. Позже свои работы стали так же бескорыстно отдавать другие художники.
- Миссия у коллекционера - это ...
- У всех разная. Для кого-то это болезненное состояние. А вообще это – самопознание. С этим ты познаешь себя и мир вокруг, он становится шире. Через искусство вы видите и больше понимаете окружающий мир. Что еще надо человеку? Когда он осознает то, что видит, и особенно то, что делает и что рядом с ним происходит. Хуже, если видит, но ни черта с этим не делает.
- По какому принципу отбираете картины?
- Должен быть хороший художник - больше ничего. Было время, когда я искал, выбирал, что-то приобретал. Потом наступило время, когда художники стали стремиться попасть в мою коллекцию и дарить мне свои работы. Вот молодые художники меня не интересуют - там то китч какой-нибудь идет, то на потребу, без души. Пытаются изображать из себя что-то, а смыслов нет.
- Вы подарили 84 картины Железногорску…
- Я не считал. Я взял все, что касается военной тематики, и работы Андрея Геннадьевича Поздеева. Мне было очень важно показать через музей развитие его творчества. Как он начинал, из чего вырос. Найдите время и изучите его работы. Обратите внимание на портреты кисти Поздеева - нутро человека в любом из них видно. Это не фотографические портреты Шилова, в которых нет души. Для меня это пустое. А у Поздеева передан образ человека и вложена часть отношения художника, видения, чувствования. Когда человек делает что-то в жизни от души - это всегда про шедевр, про настоящее. А когда обязаловка, это совсем иное – пустое, что ли.
- Почему именно Железногорску дарите часть своей коллекции?
- Музей сейчас восстанавливается после пожара. И я решил, что частичку себя должен здесь оставить. Я все-таки вырос в этом городе, закончил школу 101. Мы сначала жили на пасеке в домике, а потом отцу квартиру дали на Комсомольской, 20. В этом доме, в квартире 14, наша многодетная семья и жила. Знаю, что этот дом сейчас расселяют. Хорошее было время - лучшее, доброе, хоть и сложное.
- Вам нравится, как меняется город вашего детства?
- Он точно меняется. Я бываю здесь сейчас редко, к сожалению, но вижу перемены. Наверное, ко всему надо относиться философски. Меняется город - значит, это кому-то надо. А к лучшему это или нет, оценивать не мне. Говорить это должны те, кто здесь живет. Я приехал и через два дня уехал. А вам здесь лучше знать, как вы хотите жить. Главное, чтобы всегда был повод созидать и создавать позитив.
Сергей Образцов оставил дар и уехал. И знаете, он сам обладает удивительным умением создавать ощущение радости и сопричастности. Рядом с ним невольно смотришь на мир совершенно другими глазами. И теперь перед Андреем Гавриловым стоит интересная задача - создать экспозиции и проекты, в которые будут вписаны картины уникальной художественной империи Сергея Семеновича Образцова. Идеи уже есть - скоро будет новый праздник для души с палитрой сибирских художников.
Юлия Третьякова