Да-да, у Управления культуры Железногорска новый руководитель. И не кто-то там неведомый — эту должность согласилась занять Анастасия Березинская, директор (теперь уже бывший) музея-усадьбы Василия Сурикова в Красноярске. Анастасия Михайловна известна в регионе как автор и участник самых ярких и масштабных культурных проектов. Она долго думала, прежде чем согласиться на предложение из Железногорска. Но в итоге приняла его и считает, что в ее жизни начинается новый этап — интересный, захватывающий, с вызовом.
Уже второго августа Анастасия Березинская приступит к исполнению обязанностей руководителя Управления культуры нашего города. Но это еще впереди, а пока давайте познакомимся с ней. Нам посчастливилось побывать у Березинской в гостях в последний день ее работы в должности директора музея усадьбы Василия Ивановича Сурикова. Она провела для нас свою последнюю здесь экскурсию. Я говорю, что нам посчастливилось, потому что это действительно настоящее счастье — видеть и понимать, насколько искренне человек любит свое дело, верит в него и даже в последний день работы мечтает о том, как здесь будет завтра.
Анастасия Михайловна встретила нас и как по волшебству погрузила в атмосферу жизни и творчества великого сибирского художника. Кажется, никто на свете не знает о Сурикове больше нее. И в этом вся Березинская. Говорит, если чем-то заниматься — то только на полную мощность, с самым глубоким погружением. Мне кажется, у нее получилось невероятное: в музее особый дух, здесь сочетаются история и современность, любовь и технологии. Мы бродили тихо-тихо по территории дома с двухсотлетней историей, построенного без единого гвоздя. Вслушивались в скрип половиц, представляли жизнь семьи Сурикова, переживали его непростые отношения с матерью, сочувствовали утрате любимой жены. Восхищались тем, как он воспитывал дочерей, как справлялся с депрессией, как писал свои лучшие полотна. Сюда стоит приезжать еще и еще. Даже несмотря на то, что Анастасия Березинская покидает музей-усадьбу — она говорит, что здесь остается отличная команда, которая выросла вместе с ней за шесть лет совместной работы.
КОГДА МУЗЕЙ И КУЛЬТУРА ОЖИВАЮТ
— Анастасия Михайловна, чем интересна работа директора музея?
— В первую очередь тем, что ты можешь дать этому месту новую жизнь, новый смысл. Любой руководитель учреждения культуры — это новая страница жизни этого учреждения. И ты хочешь привнести в нее что-то лучшее, самое важное, отдать всего себя и видеть плоды. Будь то чисто убранная территория или классно сделанный проект, который нравится посетителям и заставляет их возвращаться сюда именно благодаря твоей работе.
Музей — это живая, энергетически наполненная субстанция, живая настолько, насколько качественно существуют в ней ее обитатели. Современный музей — это междисциплинарная площадка, это создание объемных проектов. Если мы говорим, что перед нами музей живописи, то эта живопись должна объективно оживать через активные экскурсии, мультимедийные проекты, мастер-классы и образовательные программы. С произведениями искусства нужно обязательно работать, вдыхать в них новую жизнь — чтобы они с тобой разговаривали, а ты разговаривал с ними. То есть любой музей — это абсолютно живое пространство, которое наполняет тебя, а ты наполняешь его.
— Удалось ли за шесть лет оживить музей-усадьбу Василия Сурикова? Почему сегодня этот музей особенный?
— Мы провели очень большую работу в направлении мультимедийных проектов. Понятно, что постоянно действующая экспозиция не дает множества новых вариантов работы с посетителями. Поэтому принимаем все время какие-то нестандартные решения, будь то спектакли-променады в онлайн формате или ожившие картины. Мы популяризируем нашу коллекцию через новые технологии, делаем ее современной, актуальной, выходим за пределы этой территории. Кроме того, реализуем большие проекты, касающиеся благоустройства территории. Здесь появилась новая навигация, уличное освещение. В этом году запустили большой проект по новым видеосистемам. До этого даже в самом музее в экспозиции не было видеонаблюдения. Сейчас — качество 4G, можно цвет глаз посетителей рассмотреть. Ну и, конечно, фестивали. В этом году мы провели «Медвежуху», сделали ароматическую экскурсию, которая стала лучшей на региональном уровне. Нам есть чем гордиться. Ну и команда, которая растет на моих глазах, и я за них очень горда. Мне есть на кого оставить это место, потому что сотрудники, которые сейчас здесь работают, горят, болеют, предлагают каждый день новые проекты. Это круто!
— Есть секрет? Гарант успеха проектов, которые рождаются?
— Успех нельзя предугадать и сказать, что вот этот проект, который мы задумали, крутой и будет пользоваться популярностью. Залогом успеха, на мой взгляд, является проектное управление, то есть децентрализация, когда твои сотрудники меняются ролями, пытаются встать на место друг друга, даже на место директора. В этом смысле сплоченная команда, которая умеет работать на всех фронтах, — это главное, что может быть в проекте.
— Современный музей и учреждения культуры — для кого они? Какого посетителя вы ждете?
— Музей-усадьба Сурикова, конечно, для широкого круга посетителей. Сюда приходят маленькие дети — им интересно побегать по траве, порисовать что-то на наших мастер-классах. Взрослые люди здесь отдыхают душой и телом, вспоминают свою молодость, которую они проживали, возможно, в таком же деревянном доме, наслаждаются пейзажами Красноярского края. Ну и, конечно, молодежь. Мы сейчас повернули внимание молодежи на себя очень резко и качественно, потому что мы открыты ко всем предложениям. С нами сотрудничают молодые художники и музыканты, к нам приходят с предложениями что-то провести. Им здесь комфортно, интересно. Это стало модно — проводить время и реализовывать проекты на территории музея-усадьбы. К этому надо стремиться в работе современных учреждений культуры. И, как показывает наш опыт, это возможно.
— Здесь необыкновенное, но очень органичное сочетание атмосферы двухсотлетней истории и самых современных технологий. Это тренд? Руководителю современного учреждения культуры важно успевать за временем и технологиями?
— В самом музее (внутри зданий) нет ничего современного и технологичного. Потому что это не совсем адекватно для этого дома. Это его испортит. Поэтому если мы и делаем какие-то медиапроекты, то либо в сети Интернет, либо выходим в общественные городские пространства или захватываем территорию возле построек. В самом доме Сурикова максимум что мы можем — это нанести какие-то метки, QR-коды и разместить ссылки на те электронные сервисы, с которыми уже можно взаимодействовать. Внутри мы проводим концерты, лекции, занятия с детьми — можно, сидя на ковре, послушать сказку. Либо включить запись прекрасных писем Сурикова — мы делали такие аудиоинсталляции. И все это — не внедряясь в пространство дома, не нарушая его архитектурной среды. Конечно, двигаться не поздно и никогда не надо останавливаться. Современный мир диктует нам свои условия, новые вызовы. Нужно на них реагировать, и это интересно. Потому что водить экскурсию по постоянно действующей экспозиции — мне кажется, это скучно.
МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО И С ЛЮБОВЬЮ
— Что такое культура?
— Для меня это создание такой атмосферы, которая дает импульс подумать, почитать, посмотреть, задуматься над чем-то. Дать возможность подняться над собой, стать немножечко лучше, добрее, умнее.
— Культура — это про развлечение? Или все-таки это разные понятия?
— Культура — не развлечение в чистом виде. Хотя каждый же по себе судит. Для кого-то поход в музей — развлечение. Но наша задача — сделать так, чтобы поход в музей или в театр стал открытием, научным путешествием и возможностью узнать для себя что-то новое. Культура все-таки про образование и просвещение, а не про развлечение.
— Вы согласились возглавить Управление культуры закрытого и особенного Железногорска. Каковы ваши главные принципы в работе? Каким бы вы мечтали сегодня видеть культурное пространство Железногорска?
— Для начала нужно со всеми познакомиться. С нового сезона я погружусь в посещение всех учреждений культуры, познакомлюсь с коллективами, с их репертуаром, напитаюсь их жизнью. Потому что без личных контактов, личного отношения и без любви в каждом учреждении, наверное, вообще ничего не случится. Я думаю, надо всех полюбить, обнять метафизически. Только тогда получится дальнейшее наше движение. Конечно, как мне кажется, перепрошивать какие-то учреждения придется — смыслово. Без этого невозможно развитие. Надеюсь, коллеги меня смогут поддержать, мы друг друга поймем и услышим, будем командой работать над новыми преобразованиями. Проектное управление будет в приоритете. Мне кажется, финансирование чего-то нового, а может быть, и старого, должно базироваться на проектах, концепциях, новых смыслах и содержании. Если нет смысловой нагрузки в той деятельности, которая есть в том или ином учреждении, непонятно, как двигаться дальше, за что мы будем платить небольшие выделяемые на культуру средства. Мы должны подходить как кураторы — тонко, бережно. Находить зерна, выращивать из них классные, новые, современные проекты. А может, и не совсем современные. Я в принципе всеобъемлюще отношусь к проектам в сфере культуры и искусства. Для меня важно каждое направление и отрасль, будь то театр, музыка, выставки. Я все это безумно люблю, я в этом живу и наслаждаюсь.
— Вам не страшно вступать в новый этап своей жизни?
— Страшно. Но оттого еще более интересно. Чувствую, у Железногорска есть потенциал, чтобы стать культурным и современным центром региона и не только. Будем ломать стереотипы, реализовывать проекты, которые своим масштабом выведут город на новый уровень.
— Жить вы будете в Железногорске?
— Да, конечно. Я переезжаю. Уверена, что жить я должна там, где буду работать, чьими проектами буду жить. Если уж начинать новую эпоху в своей жизни и в жизни железногорской культуры, то с полным погружением. Я по-другому не умею.
Юлия ТРЕТЬЯКОВА