Железногорский МВЦ признан лучшим музеем с применением инновационных технологий. Это почетно, интересно и, конечно, ответственно. Директор Андрей Гаврилов охотно рассказывает о своей работе в этой должности и о победе. А чтобы было нагляднее, пригласил в гости — прогуляться по музею. Кто же от такого откажется? Сезон «Прогулок с редактором» считаем открытым.
Погулять по музею с его директором — особое, скажу я вам, удовольствие. Хотя бы потому, что он знает каждый уголок и влюблен во все, что здесь происходит. И ты невольно проникаешься этим состоянием. А еще включается максимальное любопытство, потому что там, где живет история, всегда есть место загадкам, тайнам и чему-то неизведанному.
Андрей Гаврилов любит проводить экскурсии для гостей музея. Наша началась с экспозиции, которая принесла Музейно-выставочному центру Железногорска победу в престижном конкурсе музеев Южной Сибири. Наш МВЦ признан лучшим музеем с применением инновационных технологий. Здесь, конечно, можно удивиться — где Железногорск, а где Южная Сибирь? Но факт остается фактом.
- Сначала я изрядно удивился предложению коллег, - рассказывает Андрей Гаврилов. - При чем тут мы? А потом решил, что раз уж приглашают, надо воспользоваться возможностью заявить о себе. Подготовили материалы - и вот, пожалуйста, в Железногорске лучший музей с применением инновационных технологий года. И статус этот мы получили благодаря моей первой стационарной экспозиции, посвященной АО «ИСС». Рождение этого зала - заслуга в первую очередь сотрудников ИСС, Романа Петровича Туркенича. А еще мне повезло - эту идею поддержал мой товарищ и единомышленник, директор красноярского «Ньютон-парка» Антон Шарыпов. Это человек, который очень интересно видит проекты и реальность. Мы дали начинку и смыслы, а он разрабатывал всю техническую концепцию экспозиции.
- Что тебе здесь нравится больше всего?
- Это моя первая экспозиция, и мне она нравится вся, без исключения. Вот параболические антенны — здесь классный эффект: шорох и шепот отсюда слышно в другом конце зала. Работают законы физики. Мне нравится интерактивность - гости музея сами могут собрать из блоков спутник, проверить, работает он или нет, взлетит ли, выйдет ли на орбиту. Лампочки горят, двигатели коррекции работают, если джойстиком крутишь. Кстати, сенсорные панели разрабатывали старшеклассники - мальчишки 14 лет в кодах сами все писали. Здесь все просчитано до мелочей. Работает приложение «Меморис» - наводишь гаджет на картинку, и она оживает, там ракета взлетает с космодрома. Я захожу сюда каждый день, и каждый раз с особым настроением поднимаю трубку телефонного аппарата и слышу там голос Михаила Федоровича Решетнева.
- И как оно — быть директором лучшего музея года?
- Мне радостно. Как по-другому? Это очень хороший результат работы.
- Сложно пришлось в новой роли в слаженном коллективе?
- Непросто. Но главного я добился - мы нашли общий язык и работаем на одну идею.
- Приходилось включать функцию авторитарного начальника?
- Я точно не авторитарный директор. Креативный — да. Вообще, я считаю, что надо уметь делегировать полномочия. Зачем мне тащить что-то на себя, если в штате есть профессионалы, которые все истории закрывают? Можно зашиться, извините, если хвататься за все подряд. А в итоге пропустить что-то очень важное и интересное. Я расставляю приоритеты и считаю, что каждому сотруднику необходимо давать возможность развиваться. Для меня очень важно отношение людей к делу, которым мы живем.
- Такой стиль работы и общения уже приняли в коллективе?
- Конечно. Иначе мы не стали бы музеем года.
Город на берегу Юрского моря
Вот ведь правду говорят, что людей, влюбленных в историю, видно сразу. Из одного зала плавно переходим в другой и останавливаемся буквально на каждом шагу. Вот спонтанная, но очень интересная фотовыставка - события Железногорска разных лет. Зависаем, ищем себя на фото, вспоминаем, как это было, обсуждаем взгляд авторов. Конечно, говорим о планах.
- За прошлый год у нас открылась только одна большая стационарная экспозиция. Сейчас мы разрабатываем концепцию таких же экспозиций для ГХК, НО РАО, Клинической больницы, Центра космической связи. С НО РАО разрабатываем визуал и смыслы, которые хотим донести, чтобы просветительскую работу не забывать. Концепт для экспозиции об истории Горно-химического комбината получается очень интересным. Отталкиваемся от идеи, которая описана в книге Сергея Павловича Кучина «Город на дне Юрского моря». Это прекрасная волшебная фантазия для детей, размышление на тему. Так вот, экспозиция про ГХК будет примерно в этой стилистике. Я, правда, недавно поднимал карты и изучал историю изменения ландшафта Сибири. Оказалось, что Юрское море было от Енисея и до Уральских гор. Самое глубокое место этого моря было в районе современной Тюмени и Новосибирска. А Железногорск по факту - город на берегу Юрского моря. С этим можно поиграть. И еще, конечно, хочется обратить особое внимание на работу больницы и наших врачей - сейчас это актуально как никогда, пожалуй.
- Почему? Чтобы поддержать в период пандемии или к прошедшему юбилею?
- У нас в городе есть не только градообразующие предприятия, но и предприятия, которые обслуживают и создают инфраструктуру. Система разных предприятий и учреждений лечит, образовывает, кормит, одевает. Раньше даже было специальное огромное подразделение, которое курировало эти направления. Вообще, история города — это люди разных отраслей. На проспекте Курчатова у нас есть три одинаковых дома, и с торца каждого барельефы — на одном космос, на втором атом, а на третьем - микс отраслей. Это очень символично смотрелось на проспекте Энтузиастов в свое время. Сейчас эта история, на мой взгляд, неоправданно забыта. А ведь абсолютно все барельефы со смыслами. Мы просто порой не замечаем оформления домов. Вот давай, например, в газете такой проект совместный реализуем - расскажем историю барельефов и рисунков на домах. Мы сейчас систематизируем это и хотим даже отдельную экскурсию сделать. Это история нашего города, и от нее тепло. Тем более сейчас идет Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. А еще нынче сто лет со дня образования СССР. У нас есть с чем работать - огромное количество культурных зацепов!
- Я согласна создавать отдельный проект. Уверена, что это будет интересно разным поколениям.
- А еще я очень хочу развивать археологию и наш музей в Подгорном. Мне лично это сейчас очень интересно. Я даже поступил в магистратуру исторического факультета в Кемерове.
Контуры будущего
- Сегодня твое имя звучит чаще всего в культурной сфере Железногорска. Как рождаются креативные идеи Андрея Гаврилова?
- Я не могу сказать, что все идеи от и до сгенерированы только мной. Это всегда работа команды. Мы анализируем, представляем, систематизируем. Вот сейчас, например, готовимся проводить в качестве оператора День космонавтики и 9 мая. Необычным будет опыт организации праздника 1 июня. Вот День защиты детей всегда и везде проходит одинаково. Не буду долго рассказывать, как мы пришли к идее - это был витиеватый путь. Но решили провести в Железногорске праздник под названием «Такой разный Лось», чтобы детям рисовалось, танцевалось, пелось, дурачилось, смеялось и так далее. А еще готовим музейный спектакль-квест «Тайна подземного бункера». Прямо здесь, под музеем, располагается пункт управления городом на случай чрезвычайных или военных действий. И на этой площадке современным детям можно рассказать интересную историю.
- Быть оператором городских праздников...
- Хлопотно, очень хлопотно. С другой стороны, жить по накатанной было удобно, но неинтересно уже. Хорошо, что сейчас появилась возможность реализовывать идею, если она у тебя есть, а не надо ждать чьего-то разрешения и хорошего настроения. Предъявляй и реализовывай! Мне нравится, что можно на свое дело взглянуть по-другому — музей не должен быть только музеем. Проектные рельсы сегодня двигают и дают возможность развиваться.
- Какие задачи ставишь перед собой и коллегами?
- Продолжать. Не сбавлять оборотов.
- А что с главными принципами в работе и творчестве?
- В музее должно быть интересно всем, а прежде всего нашему юному посетителю. Здесь ведь вообще все ради наших посетителей и гостей. Экспозиции должны быть интерактивными и погружать меня в другую реальность. Надо уметь смотреть и видеть шире.
Юлия ТРЕТЬЯКОВА