Начало января – лучшее время для премьеры спектакля. Люди отдыхают, ищут развлечений для себя и детей. А еще благодушно настроены и склонны доброжелательно оценивать даже те зрелища, которые в другое время критиковали бы. Вот и представители редакции отправились на «Щелкунчика» Театра оперетты, предвкушая обещанную феерию и новогоднее волшебство.
Скажем сразу – ожидания не оправдались. Поэтому хочется похвалить хотя бы то, что можно и нужно. Визуальная часть спектакля великолепна (художник-постановщик – Наталья Миронова). Вот уж где волшебство и феерия! Красное, зеленое и черное, серебро и блестки – красиво, празднично, стильно! Сразу видно, что есть единая идея, общий стиль, ничего случайного.
Костюмы прекрасны – их хочется разглядывать, любоваться. Картинка просто сказочная. Особенно эффектны мыши с жутковатыми горящими глазками. По отзывам некоторых взрослых зрителей, они собираются привести на спектакль детей именно для того, чтобы показать Мышиного короля – это просто шедевр.
Единственное, что удивило – мальчик Фриц в бархатных штанишках, рубашке с кружевами (пока все правильно, да?), но при этом на ногах у него современные кожаные летние сандалии из ремешков, надетые на белые носки.
Дальше хвалить уже сложнее. Живой оркестр, играющий Чайковского, – это прекрасно, но половина номеров прозвучала все-таки в записи. Отметим, правда, что это поняли не все зрители.
Действие ужасно буксует. Это впечатление усугубляется статичными позами персонажей даже в сценах танцев и сражения солдатиков с мышами.
Внезапно в спектакле возникают два музыкальных номера с современными музыкой и текстами – из «Силиконовой дуры» (А.Пантыкин) и «Капитанской дочки» (Е.Загот). Они вообще не сочетаются с Чайковским и абсолютно инородны. Почему, зачем?
Вальс цветов и танцевальный дуэт Мари и Щелкунчика выглядят печально в сравнении со знаменитым балетом. А не сравнивать невозможно, потому что это же «Щелкунчик»!
Один из зрителей, с которыми мы обсуждали спектакль, высказал мысль: если хоть так дети познакомятся с классикой, уже хорошо. Слабое утешение, ведь если ребенок будет думать, что это и есть настоящий «Щелкунчик» – это скорее плохо.
Ближе к финалу, как бог из машины, вдруг появился Дед Мороз (почему, если это Гофман?). А в конце вообще дошло до перебрасывания прозрачными мячами с блестками со зрительным залом.
Возможно, этот спектакль разочаровал настолько сильно потому, что был объявлен «феерией» и в сочетании со знаменитым названием завысил ожидания. И еще до этого было две ярких премьеры – «Капитанская дочка» и «Мама». Они подняли планку – тем невыгоднее для «Щелкунчика» сравнение с ними. Та же труппа, тот же театр – но… разные режиссеры. Проблема в том, что не видно идеи, внятного замысла. Даже юный актер, исполняющий роль Фрица, несравнимо лучше работал в «Маме», и это очень бросается в глаза.
Совсем недавно мы цитировали слова руководителя Управления культуры ЗАТО Железногорск Юрия Ракши, что с переходом на должность режиссера у Александра Потылицина появится больше возможностей для творчества. Интересно, он уже воспользовался этими возможностями или еще нет? Возможно, следующие его работы будут лучше.
Этот «Щелкунчик» мог бы быть мини-спектаклем для новогоднего утренника. Но труппа профессионального театра, который мы любим, достойна лучших ролей, а его преданные зрители – лучших зрелищ. Будем надеяться, что в будущем у них все это будет.
Зинаида ГРИН
Фото Андрея Целуева.