На сцене Дворца культуры прошел самый долгожданный и любимый железногорцами спектакль – Театр оперетты давал «Юнону и Авось». Это спектакль-долгожитель, говорят артисты и режиссер. Историю любви, верности и преданности, которая вдохновляет, железногорская труппа играла с обновленным составом солистов.
До вечернего показа нам посчастливилось побывать в закулисье. Режиссер Александр Потылицин разрешил журналистам увидеть генеральный прогон. Признаюсь, для меня это было впервые. Есть ты, пустой зрительный зал и полноценное действие на сцене. Главные герои в костюмах, все остальные – нет. И это будит фантазию, заставляет помечтать и представить, как все будет во время спектакля. Ведь декорации на сцене уже смонтированы, атмосфера создана. Здесь, кстати, лично я снова и снова аплодировала художнику Театра оперетты Наталье Мироновой – у нее невероятным образом всегда получается самые минималистичные сюжеты наполнить эмоциями и смыслами.
Режиссер, хормейстер, хореограф, костюмеры, художник – все здесь, и все очень критично всматриваются в действие на сцене. Этот спектакль очень ждет железногорский зритель. Александр Потылицин рассказывал, что к постановке вернулись именно по требованию горожан – последний раз «Юнона и Авось» была здесь год назад.
– Этот спектакль – легенда. На нашей сцене он уже 18 лет, а в московском «Ленкоме» – более 40 лет. На нашей сцене он вышел больше 110 раз, это рекорд. И зрители каждый год просят включить его в репертуар, – рассказывает Александр Потылицин, режиссер железногорского Театра оперетты. – Последний раз мы играли «Юнону и Авось» ровно год назад. И тогда приняли решение, что прежним составом солистов больше этот спектакль не выйдет, необходимо вводить новых актеров. Над этим и работали. Кончиту играет Юлия Грецева – для нее это дебют. Партия командора Резанова очень характерна, эмоциональна, сложна и требует долгой работы. На эту роль сейчас мы пригласили солиста Красноярского музыкального театра Ивана Сосина. Что уж скрывать, я очень люблю этот спектакль, и сам уже 18 лет играю в нем священнослужителя.
Момент исторический, говорит режиссер. Спектакль зазвучит по-новому, не теряя главного. Лет десять назад в одном из своих интервью композитор «Юноны» Алексей Львович Рыбников говорил: «Резанов, благодаря поэзии Андрея Вознесенского, произносит удивительные вещи, которые были актуальны тогда и актуальны сейчас. Россия за это время не избавилась от своих проблем. Как сказано у Вознесенского: «Бьет 12 годов, как часов, над моей терпеливою нацией». И когда я писал «Юнону», все это настолько совпадало с моим внутренним состоянием, что Резанов — Резановым, но в этом герое и Вознесенский, и я выразили самих себя. Это были наши мысли и наши вопросы, которые мучают до сих пор. Все идеалы Резанова разрушились: и личные, и духовные, и политические. И в этом его трагедия. Но это трагедия только с одной стороны. С другой, человек таких высоких устремлений — это уже победа. Победа над миром. Потому что самое страшное – это какое-то усредненное существование и непризнание духовного мира».
– Для меня это прежде всего история любви, безграничной, необъятной любви к женщине, к матери, к Родине, к Богу, – признается Иван Сосин, исполнитель роли командора Резанова. – Конечно, исторический контекст важен, и в постановке железногорского театра это чувствуется: она более жесткая, чем, например, постановка Красноярского музыкального театра – там она максимально романтичная. Вроде партии одни и те же – музыка и слова величайшие, конечно – а чувствуешь героя совершенно по-другому. Мне очень нравится работать с коллективом местного театра – все слажено, актеры трудолюбивы, приветливы. Надеюсь, зрителю понравится наш спектакль.
Солистка железногорского Театра оперетты Юлия Грецева признается, что в роль входила сложно, порой через слезы. Но справилась.
– Огромное счастье и радость играть с таким артистом, как Иван Сосин, – говорит Юлия. – Он – мастер. Очень помогал мне, поддерживал, подсказывал. В этой истории любви для меня важно было сыграть юную девушку, которая влюблена и предана своей любви. Она испанка, наивная, нежная и страстная. Мне пришлось потрудиться над испанским. Это роль, о которой можно было только мечтать.
Генеральный прогон закончился. А вечером 17 февраля «Юнона и Авось» звучала на сцене для своего зрителя – эта история не оставляет равнодушным, потому что она о непостижимости любви, которая может возникнуть в одно мгновение, в одну секунду – и продолжаться всю жизнь. Без божьего благословения, говорят нам авторы, такой любви не бывает. Рыбников об этом сказал так: «Там есть ответ на все: «Всем проклятым вопросам ответим: аллилуйя любви, аллилуйя!» Причем любви не просто между мужчиной и женщиной, а Любви в высоком евангельском смысле. Главная тема «Юноны» – это поиск. Мучительный поиск ответов на наши самые важные жизненные вопросы и вопросы взаимоотношения человека с миром высшим, духовным».
Говорят зрители:
– Радует, что наш театр сейчас ориентирован на актуальный запрос зрителя, – говорит Сергей Шаранов. – Даже традиционные постановки заиграли по-новому. Хорошо, что руководство театра идет на эксперименты и смело вводит молодых актеров на главные роли. Очень, конечно, в этом спектакле впечатлила партия командора Резанова в исполнении Ивана Сосина. «Юнону и Авось» в свое время я дважды смотрел в московском «Ленкоме» – и с Николаем Караченцевым, и с Дмитрием Певцовым в главных ролях. Конечно, думал, что буду все время сравнивать. Но наша постановка мне очень понравилась, от игры актеров до технических моментов: искренность, слаженность, интересная работа со светом, декорации прекрасны – вроде минимализм, но в то же время масштабно.
– Спектакль «Юнона и Авось» для нас с мужем особенный. Это спектакль нашей студенческой молодости в Иркутске. С этим спектаклем связаны романтические воспоминания, – рассказывает Ольга Чубенко. – С удовольствием вновь вместе посмотрели эту постановку спустя 25 лет уже в нашем Театре оперетты. Это было великолепно! Сочетание музыки, голосов, света, декораций порой пронизывало до мурашек. Особенно произвел впечатление первый акт. Молитва Рязанова в исполнении Ивана Сосина – одна из самых сильных сцен в спектакле. Голос Богородицы просто завораживал. Конечно, самая главная тема любви «Я тебя никогда не забуду» была исполнена Иваном Сосиным и Юлией Грецевой потрясающе. Спасибо коллективу Театра оперетты за эту постановку. Аллилуйя любви!
Юлия ТРЕТЬЯКОВА